Rambler's Top100
Гатчина - вчера, сегодня...
 
 

До Великой Отечественной войны Гатчинский дворец был крупнейшим из пригородных дворцов-музеев, по праву считаясь «пригородным Эрмитажем».

 
Новое на сервере
В. Монахов
«ПРОГУЛКА
ПО ГАТЧИНЕ...»
+ фотографии города

Экскурсия по довоенному Гатчинскому дворцу-музею. Довоенные интерьеры дворца на фотографиях, выполненных М.А. Величко в 1938-1940 гг.

Довоенные интерьеры Гатчинского дворца (1938-1940 гг.) на фотографиях М.А. Величко
II-й этаж центрального корпуса (продолжение)

Материал для публикации предоставлен Н.С. Батениным,
директором Государственного музея-заповедника «Гатчина».

Миронова С.А., Шукурова А.Э.
«Гатчинский дворец: страницы истории музея». Фотоальбом – СПб.:
ООО «Фортэкс групп», © 2003.

Экскурсия по довоенному Гатчинскому дворцу-музею.
Довоенные интерьеры Гатчинского дворца на фотографиях М.А. Величко:
М.А. Величко
I-й этаж центрального корпуса (10 фото)
II-й этаж центрального корпуса (начало, 16 фото)
II-й этаж центрального корпуса (продолжение, 14 фото)
Парадно-представительские помещения Арсенального каре (15 фото)
Комнаты Николая I и Александры Федоровны (17 фото)
Комнаты Александра II и Марии Александровны (11 фото)
Парадные приемные Александра III (13 фото)
Личные комнаты семьи Александра III (начало, 19 фото)
Личные комнаты семьи Александра III (окончание, 19 фото)
Представленные фотографии 1938-1940 г.г. – это не художественные снимки, и специально к публикации не предназначались, к тому же не все из них хорошо сохранились, но они бесспорно являются уникальным документом целой эпохи в жизни музея.
   
Овальный будуар Марии Федоровны
Овальный будуар Марии Федоровны
Башенный кабинет Марии Федоровны
 
Туалетная Марии Федоровны1
Туалетная Марии Федоровны
Зеленая угловая 2
 
Тронная Марии Федоровны (дверь в Белый зал)
Тронная Марии Федоровны
Греческая галерея
 
Греческая галерея
Греческая галерея
Комната Ротари
 
Белый зал
Белый зал

1 Туалетная Марии Федоровны. Две потайных двери ведут в проходную комнату.

2 Зеленая угловая. Через эту небольшую комнату можно пройти в тронную Марии Федоровны и в Греческую галерею.

Экскурсия: «Павловская Гатчина, XVIII век»
(2-й этаж центрального корпуса, продолжение)
Из «экскурсионного маршрута» по довоенному Гатчинскому дворцу-музею.
В основу положены методические разработки экскурсий, которые хранятся в архиве Государственного музея-заповедника «Гатчина» и путеводители по экспозиции дворца-музея, изданные до 1941 года.
За Парадной опочивальней начинаются так называемые, «личные» комнаты Марии Федоровны, супруги Павла I: Овальный будуар, Башенный кабинет и Туалетная. Эти помещения частично сохранили ринальдиевскую отделку орловской усадьбы и производят совершенно иное впечатление. В них нет ни золота, ни блеска, потолок и стены сохранили роспись и лепку цветочными гирляндами. Наряду с прекрасными образцами иностранной мебели (Рентген, Дотриш), здесь, по завещанию Марии Федоровны, сосредоточены после ее смерти ее любимые вещи: образцы ее рукоделий, рабочие ларцы, портреты близких.

Будуар Марии Федоровны один из самых своеобразных интерьеров Гатчинского дворца. Современная постройке дворца лепка сохранилась только на потолке. Композиции из рогов изобилия с цветами и плодами, гирлянды цветов на фризе носят отпечаток несравненного изящества, свойственного творчеству А. Ринальди. Лепное убранство стен уничтожили в начале XIX века. В это время во дворце производилась переделка некоторых помещений под руководством А. Воронихина. Вместо лепки появилась роспись – гирлянды роз, вазы с букетами цветов (художник К. Маркграф). Паркет также выполнен по рисунку А. Ринальди. В Овальном будуаре экспонировались ценные образцы мебели наборной работы конца XVIII века: комодик, украшенный мозаикой (маркетри) работы Дотриша, бюро красного дерева, отделанное золоченой бронзой, Д. Рентгена.

Из окон Башенного кабинета Марии Федоровны открывается великолепный вид на парк, который сам по себе может служить лучшим украшением любого интерьера. От первоначальной отделки сохранились столь характерные для А. Ринальди наличники дверей искусственного мрамора. Кабинет украшал интересный портрет Павла I, вытканный на Петербургской шпалерной мануфактуре. На фотографии хорошо виден письменный стол и мраморные бюсты родителей императрицы работы И.-Г. Даннекера.

В помещении Туалетной Марии Федоровны экспонировались два барельефных портрета Екатерины II. Один из них, в раме из лазурита, был исполнен М.-А. Колло, а другой – итальянским скульптором Г. Чибеи. На фотографии виден прекрасный фарфоровый туалетный столик с зеркалом, выполненный русскими мастерами.

Двери из туалетной вели в два небольших помещения, служащих проходными в тронную Марии Федоровны. Угловая проходная комната носила название Зеленой угловой. Ее особенностью было то, что она сохраняла нетронутым декоративное оформление стен и плафона А. Ринальди.

Тронная Марии Федоровны, отделанная по проекту В. Бренны, обращена окнами на плац перед дворцом, предназначалась для официальных приемов. Первоначально эта комната называлась Картинной, поскольку здесь размещалась коллекция произведений западноевропейской живописи XVI—XVIII веков, преимущественно фламандских и итальянских мастеров. В этом собрании были работы таких известных художников как Ян Милль, Д. Тенирс, Н. Берхем, Дж. Романелли, П. Батони, Г. Неллер.

В 1790-х годах в восточном полуциркуле по чертежам В. Бренны была отделана Греческая галерея. В конце XVIII века европейское общество вновь переживает всплеск увлечения античностью. Этому в немалой степени способствовали раскопки Помпеи, которые начались в 1748 году. В моду входят своеобразные «домашние» музеи, где хранятся слепки античных статуй, картины на сюжеты древней истории. В Гатчинском дворце таким «музеем», посвященным искусству Древней Греции и Рима, можно назвать Греческую галерею. Главное украшение интерьера – копии античных скульптур, выполненные в Италии в XVIII веке. Мраморные бюсты на консолях – портреты римских цезарей. Вдоль стен копии творений греческих скульпторов. На одной из фотографий хорошо видна на переднем плане Афродита Анадиомена.

Известнейшим «живописцем руин» в Европе считался французский художник Гюбер Робер, в его творчестве ярко отразился культ античности. В Греческой галерее можно было увидеть четыре больших полотна кисти этого мастера: одна – античные здания юга Франции, другая – группа древних зданий Рима, третья «Пожар Рима», четвертая «Мост».

К Греческой галерее примыкала небольшая проходная комната, так называемая Комната Ротари. Здесь хранилось собрание известного художника середины XVIII века Пьетро Ротари. Произведения этого художника имеются почти во всех загородных дворцах. Основу гатчинского собрания составляют картины, подаренные Екатериной II графу Григорию Орлову.

Отделка Белого зала в основном сохранилась с ринальдиевского времени. Стены украшает изящный растительный орнамент. Двери наборной работы с узором из бронзы окаймлены наличниками искусственного мрамора, прием столь излюбленный А. Ринальди. Нельзя не заметить скульптурные группы, увенчивающие двери, знаки Зодиака, рак среди плодов и лев среди колосьев.

В стену, смежную с Аванзалом, вделаны горельефы, выполненные генуэзским скульптором Томмазо Соларио. Продольную стену украшали овальные рельефы Д. Маркиори и И. Морлейтера. Были в Белом зале и подлинные античные скульптуры, помещенные здесь В. Бренной.

При Орлове Белый зал служил для проведения приемов. При Павле I зал был переименован в Кавалергардскую и использовался как своеобразная приемная при Тронной.

Экскурсия по довоенному Гатчинскому дворцу-музею.
Довоенные интерьеры Гатчинского дворца на фотографиях М.А. Величко:
М.А. Величко
I-й этаж центрального корпуса (10 фото)
II-й этаж центрального корпуса (начало, 16 фото)
II-й этаж центрального корпуса (продолжение, 14 фото)
Парадно-представительские помещения Арсенального каре (15 фото)
Комнаты Николая I и Александры Федоровны (17 фото)
Комнаты Александра II и Марии Александровны (11 фото)
Парадные приемные Александра III (13 фото)
Личные комнаты семьи Александра III (начало, 19 фото)
Личные комнаты семьи Александра III (окончание, 19 фото)
См. также:
Гатчинский дворец
Интерьеры Гатчинского дворца на акварелях XIX века
Подробные поэтажные планы Гатчинского дворца
Гатчинский дворец, годы испытаний
Коллекция оружия Гатчинского дворца
Портретная галерея Гатчинского дворца
Царские дети в Гатчине
Подземный ход из Гатчинского дворца к Серебряному озеру
* * *

В настоящее время в экскурсионный маршрут дворца входит анфилада парадных залов XVIII века. Можно посетить многочисленные постоянные и временные выставки.

Открыт подземный ход, ведущий из покоев дворца к Серебряному озеру.

Музей «Гатчинский дворец» работает с 10 до 18 (касса до 17)
Выходной – понедельник и 1-й вторник каждого месяца
Тел.: (8-81371) 9-34-92
 
Главная страница
Гатчина – вчера
Владельцы Гатчины
в XVIII-XIX вв
Гатчинский дворец
Интерьеры дворца
Гатчинский парк
Приоратский дворец
Гатчина – сегодня
Виды города
Фотографии Виктора Горбачева
Музей-усадьба
П.Е. Щербова
Сиверский историко-бытовой музей «Дачная столица»
День города
«Славься, Гатчина»
Кинофестиваль «Литература и кино»
Открытая галерея В. Монахова
Музей авиадвигателей
Гатчинский ТЮЗ
Театр костюма «Катюша»
Детская школа искусств
1-я музыкальная школа
им. М.М. Ипполитова- Иванова
Городской Дом культуры
Цирк «Гротеск»
«Центр развития ребенка» – детский сад №9
«Центр развития ребенка» – детский сад №26
Карта Гатчины
План дворцово- паркового ансамбля
Планы дворца
Карта Гатчинского района
Справка по городу
Расписание электричек
Расписание автобусов
Гатчинская афиша (выставки, концерты, мероприятия)
Сеансы кинотеатра «Победа»
Сеансы кинотеатра «Пилот»
Сеансы кинотеатра «Cubus»
Доска объявлений Гатчины и Гатчинского района
Гатчинская афиша
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Погода в Гатчине
О проекте Express-Design © 2002-2017Rambler's Top100