Rambler's Top100
Гатчина - вчера, сегодня...
 
 

Оружейное искусство относилось к числу наиболее процветавших областей творчества мастеров прошлого.

Более 200 лет сохраняются в Гатчинском дворце исторические реликвии, созданные умом, талантом и мастерством ремесленников и художников.

 
Новое на сервере
В. Монахов
«ПРОГУЛКА
ПО ГАТЧИНЕ...»
+ фотографии города

Коллекция оружия Гатчинского дворца

Автор текста Ю.Г. Ефимов.
«Гатчинский Арсенал». Издание Государственного музея-заповедника «Гатчина», © 2003.

Материал для публикации предоставлен научным отделом
Государственного музея-заповедника «Гатчина».

Оружейная галерея Гатчинского дворца.
Арх. В. Бренна (1790-е гг.), развеска оружия – нач. XIX в., Акварель Э. Гау, 1880 г.


Оружейная галерея. Фото М.А. Величко. 1938-1939 гг.


Пара колесных пистолетов. Германия, Дрезден, 1580 г.


Ружье колесное. Германия, Дрезден, 1560-1570 гг.
Ружье колесное. Германия, ствол – Аахен, замок – Дрезден, ложа – южная Германия (Нюрнберг?), 1600-1610 гг.
Ружье колесное. Германия, Дрезден, 1720-1730 гг., мастер Иоганн Андреас Эртель.


Ружье колесное, «чинка». Силезия, Тешин, 1640-1650 гг.
Ружье кремневое. Германия, Зуль, 40-е гг. XVIII в., мастер Иоганн Х. Штокман.
Ружья колесные. Австрия, Вена, 1710-1730 гг., мастера Каспар Цельнер и Иозеф Хамерль.


Пистолет кремневый. Германия, Зуль, 40-е гг. XVIII в., мастер Иоганн Х. Штокмар
Пара колесных пистолетов. Франция, Седан (?), около 1610 г.
Пистолет кремневый казнозарядный. Россия,
Санкт-Петербург, 1780-1785 гг.,
мастер Гаврила Пермяков.


Пороховница. Франция (?), конец XVII – первая половина XVIII в.


Ружья кремневые. Турция, Балканы, XVIII в.


Ружье кремневое, пятиствольное. Германия, 1730-е гг., мастер И. Херман.


Кортик охотничий. Испания, Толедо (клинок), 1868 г., эфес и ножны – Россия (?)


Шашка детская, казачья, образца 1881 г. Россия,
Санкт-Петербург, 1881 г., мастер Роман Алексеев.
Палаш парадный кирасирский, офицерский, образца 1826-1909 гг., Россия,
Санкт-Петербург, 1909 г., мастерская Шафф и сыновья.
В Гатчинском дворце среди множества произведений искусства хранится большая и интересная коллекция старинного оружия. Она насчитывает более 1000 предметов огнестрельного и холодного вооружения XVI-XIX веков, многие из которых имеют художественное и историко-культурное значение, а также дают представление о развитии оружейного искусства в странах Европы и Азии.

Первым собирателем и владельцем этого собрания был граф Г.Г. Орлов. На земле, подаренной ему Екатериной II за участие в дворцовом перевороте, приведшей ее к власти, по проекту архитектора А. Ринальди в 1766 году начали строительство загородного дворца.

В Гатчине предполагалось устраивать охотничьи праздники, в которых могли принять участие до нескольких сотен человек. По примеру западноевропейских вельмож, создававших в своих дворцах так называемые «кабинеты оружия», Г. Орлов начал собирать собственную коллекцию, которую можно было использовать как для охоты, так и для украшения парадных залов строящегося дворца.

Приобретаемое им оружие представляло большую ценность и было сделано не только на высоком техническом уровне, но и отличалось богатством и совершенством художественной отделки. Орлов привозил предметы вооружения из своих многочисленных путешествий по России и за границу, ему дарили оружие русские и иностранные вельможи, известные оружейные мастера.

После смерти Орлова в 1783 году Гатчинский дворец вместе с собранием оружия перешел в собственность великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и императорской семьи. В 1823 году огнестрельное оружие развесили по стенам в Малиновой галерее на втором этаже, поместив в центре монограмму Павла I под императорской короной, выложенную из пистолетов. В таком виде Оружейная галерея просуществовала до 1941 года, когда сокровища дворца пришлось эвакуировать.

Русские государи продолжали пополнять коллекцию, и в 1917 году собрание насчитывало около 1300 предметов огнестрельного и холодного оружия, не считая мундиров, кирас, касок, конских принадлежностей.

В 20-х годах XX века коллекция Гатчинского Арсенала уменьшилась, когда из нее было изъято значительное количество предметов военного снаряжения, а позднее многие экспонаты собрания были проданы за границу. После войны оно долгое время находилось в Царском Селе и лишь в 1988 году вернулось в Гатчинский дворец, где была открыта постоянная выставка, представляющая лучшие его экспонаты.

Среди предметов оружейного искусства, находящихся в Арсенале дворца, большую часть составляют работы немецких мастеров XVI-XVIII веков. Оружейники из Дрездена, Нюрнберга, Зуля – литейщики, кузнецы, чеканщики, граверы – подняли свое ремесло до уровня высокого искусства, создавая свои произведения, которые служили образцами для других мастеров.

С начала XVI века для того, чтобы произвести выстрел, воспламенив порох в стволе, необходимо было привести в действие довольно сложный механизм – так называемый «колесный замок», в котором искры высекались путем трения зажатого в курке кремня о быстро вращающееся колесо-огниво. Через несколько десятилетий удалось разработать более простой и дешевый замок – «кремневый» (искры в нем высекались при ударе кремня о стальную пластину), просуществовавший в качестве основного воспламеняющего устройства вплоть до начала XIX столетия.

Развитие оружейного искусства, наряду с техническими усовершенствованиями, предполагало и изменение декоративного убранства, особенно в отношении охотничьего и спортивного (целевого) оружия, которое составляет значительную часть коллекции Гатчинского Арсенала. Художники-дизайнеры украшали его в соответствии с эстетическими принципами своего времени и национальными особенностями, используя разнообразные материалы и сложные технические приемы их обработки.

Самыми ранними экспонатами Гатчинского Арсенала, представленными на выставке, являются пара пистолетов и несколько охотничьих ружей с колесными замками конца XVI – начала XVII века с характерным для немецких мастеров декором, выполненным в технике инкрустации гравированными костью и рогом.

Основное внимание уделяли украшению деревянных лож стилизованным геометрическим и растительным орнаментами в виде кружков, ветвей, плодов, а также композициями из фигур мифических животных, кентавров, человеческих фигур. В конце XVII века акцент в орнаментации охотничьего оружия сместился на замок и ствол, где в реалистической манере изображали композиции со сценами охоты, мифологические и батальные сюжеты. Использовали технику травления, гравировки, а с начала XVIII столетия так называемую «оборонную работу» – глубокую резьбу с последующей позолотой выбранного фона. В этой технике совершенства достигли оружейники города Зуля, где ведущими мастерами были И. Штокмар и Г. Кольбе, произведения которых поражают богатством и виртуозностью декоративной отделки. Деревянные же ложи ружей и рукояти пистолетов, наряду с резьбой, украшали инкрустацией серебряной проволокой и бронзовыми золочеными накладками.

Традиционно связанное с немецким, искусство австрийских и чешских оружейников представлено в Гатчинском Арсенале великолепными образцами огнестрельного оружия из Вены, Праги и Эгера. Лучшими мастерами начала XVIII века К. Цельнером, Г. Кейзером и П. Позером были созданы великолепные образцы охотничьего и спортивного оружия, характерными чертами которых были вороненые с позолоченными надписями стволы, ложи с прибором золоченой бронзы и замочные доски, декорированные гравированными охотничьими и библейскими сценами.

Большой популярностью пользовалось французское охотничье оружие, значительное количество которого входит в состав коллекции и находится на выставке. Со второй половины XVII столетия Франция стала законодателем мод в европейском оружейном искусстве, как в техническом, так и в художественном отношении. Усовершенствованный ими кремневый замок получил название французского батарейного, а в декоре деревянных частей они первыми стали применять инкрустацию серебряной проволокой и накладками в виде стилизованного растительного орнамента. Стволы покрывали синим воронением и позолотой, создавая эффектную цветовую гамму; на замках изображали трофеи, античные или охотничьи сюжеты, используя технику неглубокой, четкой гравировки или оборонной работы.

Итальянское огнестрельное оружие представлено в Гатчинском Арсенале предметами вооружения второй половины XVII – начала XVIII века, изготовленными в Брешии и Флоренции. Отличительной особенностью декора брешианских мастеров было применение глубокой резьбы и чеканки на металлических частях, а также украшение деревянных лож накладками из прорезной стали. Шедевром итальянского оружейного искусства начала XVIII века является редкое по конструкции многозарядное магазинное ружье флорентийца М. Лоренцони; кроме того, оно отличается великолепной художественной отделкой, выполненной в технике резьбы и гравировки по серебру и стали.

Турецкое оружие, находящееся на экспозиции, привлекает внимание необычностью форм и богатством декоративного убранства. Затейливые узоры на стволах мастера исполняли в технике насечки золотом и дополняли глубокой резьбой. В отделке прикладов присутствовали золоченое и черненое чеканное серебро, инкрустация бронзой, костью, перламутром, полудрагоценными камнями, создававшие впечатление пышности и богатства.

Особое место в собрании Гатчинского Арсенала занимает русское охотничье оружие, отражая деятельность талантливых мастеров их Москвы, Тулы и Петербурга XVII-XIX веков. Творчески используя опыт оружейных школ западной Европы, русские мастера создали свою школу, основанную на национальных традициях в области прикладного искусства и на высоком техническом уровне обработки материалов. Ружья и пистолеты работы тульского оружейника середины XVIII века И. Салищева отличались роскошной декоративной отделкой металлических и деревянных частей: стволы и замки украшали орнаментом с изображением переплетающихся завитков, птиц, зверей, трофеев и охотничьих сцен оборонной работы; деревянные части инкрустировали серебряной проволокой и накладками в виде растительного орнамента и охотничьих сцен.

В конце XVIII века Иван и Гаврила Пермяковы, придворные мастера Екатерины II, изготовляли высококачественное и богато декорированное оружие для придворной охоты и на продажу, а также для подарков почетным зарубежным гостям.

Работы тульских и петербургских мастеров конца XIX – начала XX веков представлены оружием, непосредственно принадлежавшем последним владельцам дворца – винтовкой Александра III, детской шашкой Николая II и палашом великого князя Михаила Александровича.

Оружейное искусство относилось к числу наиболее процветавших областей творчества мастеров прошлого.

Более 200 лет сохраняются в Гатчинском дворце их замечательные произведения. Они давно утратили свое первоначальное предназначение и сейчас привлекают наше внимание как исторические реликвии и произведения искусства, созданные умом, талантом и мастерством ремесленников и художников.

См. также:
Экскурсия по довоенному Гатчинскому дворцу-музею. Довоенные интерьеры дворца на фотографиях, выполненных М.А. Величко в 1938-1940 гг.
Интерьеры Гатчинского дворца на акварелях XIX века
Подробные поэтажные планы Гатчинского дворца
Гатчинский дворец, годы испытаний
Царские дети в Гатчине
Портретная галерея Гатчинского дворца
 
Главная страница
Гатчина – вчера
Владельцы Гатчины
в XVIII-XIX вв
Гатчинский дворец
Интерьеры дворца
Гатчинский парк
Приоратский дворец
Гатчина – сегодня
Виды города
Фотографии Виктора Горбачева
Музей-усадьба
П.Е. Щербова
Сиверский историко-бытовой музей «Дачная столица»
День города
«Славься, Гатчина»
Кинофестиваль «Литература и кино»
Открытая галерея В. Монахова
Музей авиадвигателей
Гатчинский ТЮЗ
Театр костюма «Катюша»
Детская школа искусств
1-я музыкальная школа
им. М.М. Ипполитова- Иванова
Городской Дом культуры
Цирк «Гротеск»
«Центр развития ребенка» – детский сад №9
«Центр развития ребенка» – детский сад №26
Карта Гатчины
План дворцово- паркового ансамбля
Планы дворца
Карта Гатчинского района
Справка по городу
Расписание электричек
Расписание автобусов
Гатчинская афиша (выставки, концерты, мероприятия)
Сеансы кинотеатра «Победа»
Сеансы кинотеатра «Пилот»
Сеансы кинотеатра «Cubus»
Доска объявлений Гатчины и Гатчинского района
Гатчинская афиша
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Погода в Гатчине
О проекте Express-Design © 2002-2017Rambler's Top100