Rambler's Top100
Гатчина - вчера, сегодня...
 
 

С 1796 года вплоть до революции 1917-го Гатчинский дворец являлся собственностью императорской фамилии Романовых.
Сюда приезжали с супругами и детьми Павел I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай I.

 
Новое на сервере
В. Монахов
«ПРОГУЛКА
ПО ГАТЧИНЕ...»
+ фотографии города

Царские дети в Гатчине

Авторы текста Т.А. Кустова, И.Э. Рыженко, А.Н. Фарафонова.
«Царские дети в Гатчине». Издание Государственного музея-заповедника «Гатчина», © 2004.

Материал для публикации предоставлен Н.С. Батениным,
директором Государственного музея-заповедника «Гатчина».
Дети Павла I
Дети Николая I
Дети Александра II и Дети Александра III
Страницы: | 1 | 2 | 3 |
Дети Павла I

В XVIII веке, во времена Павла I, императорская семья обычно приезжала в Гатчину в начале августа и оставалась здесь до осенних холодов, а в Петербург возвращалась в конце ноября или начале декабря.

Камер-фурьерские журналы и свидетельства современников дают представление о придворной жизни и доносят до нас дыхание павловской эпохи, полной условностей и насыщенной неукоснительным соблюдением регламента, следовать которому надлежало всем без исключения – как взрослым, так и детям. Подъем ранним утром, пешие или верховые прогулки, обеды, ужины, начинавшиеся в одно и то же время, спектакли и вечерние собрания – все это подчинялось строгому этикету и шло по раз и навсегда установленному императором порядку.

День начинался рано. Ровно в семь утра император вместе с великими князьями уже выезжал верхом на прогулку навстречу войскам. Затем наследник престола Александр и великий князь Константин присутствовали на учениях гатчинских войск и парадах, которые проходили ежедневно на огромном плацу перед дворцом и заканчивались разводом караула.

И.Г. Пульман. Портрет великого князя Павла Петровича.
1782-1787.
С оригинала П. Батони.
И.Г. Пульман. Портрет великой княгини Марии Федоровны.
1782-1787.
С оригинала П. Батони.

И.-Б. Лампи. Портрет великой княжны Александры Павловны. 1792.

И.-Б. Лампи. Портрет великой княжны Елены Павловны. 1792.

В.Л. Боровиков-
ский.
Портрет великого князя Николая Павловича и великой княжны Анны Павловны в детстве. 1797.

С. Тончи. Портрет императора Павла I. 1800.


Генеалогическое древо семьи Павла I.
Великие княжны прогуливались чуть позже – как правило, в экипажах, вместе с императрицей и в сопровождении свитских дам. В 13.30 подавали обед. При хорошей погоде столы накрывали на воздухе, в саду под шатром. С родителями обедали и ужинали только три старшие великие княжны – Александра, Елена и Мария. Великие князья Александр и Константин, к тому времени уже имевшие жен, в загородных дворцах получали бесплатно только жилые апартаменты, а придворный штат, прислугу, стол и конюшни должны были содержать «на свой счет». Если верить современнику (воспоминания графа Головкина), то великому князю Александру Павловичу удавалось «пообедать только в те дни, когда был приглашен к императорскому столу».

В пять часов всей семьей отправлялись на дневную прогулку: пешком по саду, либо в «каратайках» или линеях по парку и Зверинцу, где дети особенно любили бывать. Там в специальных вольерах содержались дикие звери: олени, лани, цесарки, фазаны и даже верблюды. У лесничего Гундиуса подавали закуску. В шести верстах от Гатчины в небольшом селении Пудость находилась «каменная ломка» – здесь добывали прославленный пудостский известняк, из которого архитектор Бренна в Гатчинском парке возводил арочные мосты и монументальные ворота. Там же в Пудости находилась мельница. У ее хозяина, мельника Штакеншнейдера (отец знаменитого архитектора А.И. Штакеншнейдера), в небольшом кофейном домике, облицованном желтым пудостским камнем, обыкновенно пили кофе.

В первых числах сентября начинались осенние маневры с участием великих князей. Что же касается княжон, то они непременно выступали в роли наблюдательниц и живо обсуждали все передвижения войск. Один из таких маневров описал в своих воспоминаниях польский король Станислав-Август Понятовский, приехавший в Гатчину в 1797 году: «Военный маневр выполнен 7600 людьми различных родов оружия... Участвовавшие в деле войска были разделены на четыре части. Маневр продолжался около трех часов, в течение которых заняли и укрепили небольшой лес. Кавалерия произвела несколько очень живых атак. Пехота заслужила особое одобрение своими переходами, развертыванием и равнением. Отличился здесь также и отряд легкой артиллерии. Умеренное солнце и отсутствие дождя и ветра сделали этот день удачным во всех отношениях». Конечно, не всегда природа была так снисходительна; случались и ветер, и дождь со снегом, но ничто не могло отменить назначенного военного учения или вахтпарада.

В первые годы совместной жизни в Гатчине для старших великих князей служба в гатчинских войсках была внове и доставляла радость. Через некоторое время прелесть новизны исчезла и они стали тяготиться несвободой, однако выказывать неудовольствие государю-отцу ни Александр, ни Константин не решались.

В Гатчинском дворце был очень хороший театр: спектакли являлись любимым развлечением всех его обитателей; они начинались в семь часов вечера. Представления давались русской, французской и итальянской труппами. Так, во время пребывания в Гатчине Понятовского в 1797 году, пьесы, оперы или балет шли каждый день, а особенно понравившиеся даже повторялись. Музыку к пьесам писал Д.С. Бортнянский, театральным декоратором был знаменитый П. Гонзаго. Из младших детей на спектакли допускалась только одна Екатерина Павловна.

Когда спектаклей не было, великие князья с супругами и четыре старшие дочери вместе с августейшими родителями присутствовали на вечернем «собрании», где императрица и великие княгини – жены великих князей – играли в карты, чаще всего в пикет.

По праздникам устраивали балы «для приезжих из Санкт-Петербурга кавалеров и для дам и фрейлин, живущих при дворе». По этому случаю кавалеры являлись во дворец в нарядных кафтанах, а дамы обязательно надевали «русское платье». Во время вечерних «собраний» бывали и так называемые «маленькие балы», которые организовывались экспромтом в кругу близких. В тогдашней танцевальной моде самым популярным считался менуэт, французский или польский. Им открывала бал императрица, «прохаживаясь в польском» с великими князьями. Однажды в танцах приняли участие двухлетняя Анна Павловна и великий князь Николай Павлович, которому в то время исполнился год. Балы длились недолго и заканчивались не позднее девяти часов вечера, затем следовало «вечернее кушанье». В десять все удалялись в свои комнаты. Таков был распорядок дня придворной жизни в Гатчине.

Младшим детям деревенская жизнь вряд ли казалась скучной, ведь, по словам современника, «все увеселения Версаля и Трианона по волшебству... перенесены в Гатчину». К тому же, несмотря на многочисленные церемонии, они чаще чем обычно видели своих родителей – императора-отца, который их нежно любил, называл «барашками», «овечками», подавал выпавшие из крошечных ручек игрушки и даже – к неудовольствию Марии Федоровны – свободно разговаривал с няньками, «ослабляя в их пользу» придворный этикет.

Воспитательницей мальчиков и девочек была статс-дама и светлейшая княгиня Шарлотта Карловна Ливен. Ей поверяли немудреные детские тайны и называли бабушкой. Дочери августейшего монарха были красивы и считались одними из самых образованных принцесс Европы. Они знали иностранные языки, много читали и переводили, прекрасно разбирались в музыке и унаследовали от матери-государыни способность к рисованию и лепке из воска. Красавица Александра уже в тринадцать лет опубликовала два перевода с французского. Грациозная и прелестная Елена отличалась особыми успехами в танцах, а княжна Мария обладала множеством самых разных талантов, за что в семье ее называли «жемчужиной». По мнению государыни-матери, каждая женщина должна была быть «совершенная швея, ткачиха, чулочница и кухарка» и признавать «свою слабость и преимущество мужа во всяком случае», чтобы заслуживать его «любовь и приязнь скромностью и покорностью». Эти взгляды, наверняка, были переданы дочерям.

Все члены царской фамилии принимали участие в наиболее значимых парадных церемониях: днях тезоименитства и днях рождения. Осень 1799 года в Гатчине оказалась едва ли не самой блестящей по количеству и пышности различных торжеств. Начало им было положено 30 августа: тезоименитство наследника престола совпало с празднованием дня святого благоверного князя Александра Невского. Цесаревич Александр Павлович принимал поздравления в собственном Тронном зале, а стол в этот день был сервирован на 53 куверта Орловским и Гатчинским сервизами. Из женщин за столом находилась лишь императрица Мария Федоровна.

12 октября 1799 года в Гатчине начались свадебные торжества: император выдавал замуж двух дочерей. Вероятно, к этому празднику была приурочена передача русскому царю, принявшему в 1798 году титул Великого магистра Ордена святого Иоанна Иерусалимского, христианских реликвий: нетленной Десницы Иоанна Предтечи, Части Голгофского Креста Господня и иконы Божией Матери Филермо, написанной евангелистом Лукой. На 12 октября назначили свадьбу великой княжны Елены Павловны с принцем Фридрихом Мекленбургским. Невесте исполнилось пятнадцать лет, она была второй по старшинству дочерью. По окончании церемонии начали стрелять пушки: всего прозвучал 101 выстрел.

19 октября венчалась еще одна дочь, шестнадцатилетняя Александра. Ее жених – австрийский эрцгерцог Иосиф был католиком, поэтому в Белом зале было проведено бракосочетание еще и по католическому обряду. Император благословил обеих дочерей мальтийскими святынями. Маленькие дети тоже присутствовали на венчании. Николай Павлович, будущий император Николай I, вспоминал: «...меня посадили в кресло на хорах; раздавшийся пушечный выстрел меня сильно испугал, и меня унесли». Ярким впечатлением этих дней для маленького великого князя осталось «катание» на шлейфе супруги его брата-наследника.

С особой праздничностью прошел бал-маскарад для дворянства и купечества. 8 ноября, в день тезоименитства великого князя Михаила Павловича, церемония выхода в церковь была столь великолепна, что поразила современников. Кавалеры российских орденов и дамы, пожалованные орденом святой Екатерины, явились в орденских одеяниях (царские дочери этот орден получали при святом крещении).

11 ноября в Гатчине состоялось заседание Правительствующего Сената, на котором Павел I высказал следующее повеление: «...я хочу, чтобы наследник мой занимал первое по мне место в Сенате». Балы, торжества, веселые катания на санях продолжались в течение целого месяца. Однако, тень грусти уже опустилась над Гатчиной: Павел, обожавший дочерей, волновался, предчувствуя разлуку. К тому же, он не любил Австрию и потому твердил, что «отдает великую княжну Александру в руки врагов и больше никогда ее не увидит». Предчувствия не обманули государя. Обе его дочери, для которых с такой роскошью были устроены свадебные торжества, уехав за границу, тосковали по родине. Об их ранней смерти несчастный император так и не узнал: сообщение о кончине его любимицы Александры пришло в Россию уже после убийства Павла I в Михайловском замке; Елена Павловна пережила свою старшую сестру всего на два с половиной года. Нужно сказать, что все дети Павла и Марии Федоровны были очень привязаны друг к другу и на всю жизнь сохранили самые нежные воспоминания о своем отце.

Потеряв мужа, вдовствующая императрица Мария Федоровна продолжала приезжать на осенние месяцы в Гатчину. Впрочем, две зимы в 1809 и 1810 годах она также провела в любимой загородной резиденции супруга. Здесь великие князья усиленно изучали латинский язык, но их больше привлекали математика, артиллерия и инженерная наука. Пребывание «в окружении чудесной природы» предполагало занятия сельским трудом: великие князья и княжны вскапывали грядки, сеяли горох, ловили сетью рыбу. В их присутствии суровый замок, а вслед за ним и Гатчина, вновь оживали, но... лишь отдаленно напоминали о том блеске и пышности, что некогда здесь царили.

Страницы: | 1 | 2 | 3 |
См. также:
Портретная галерея Гатчинского дворца: портреты великой княгини Екатерины Алексеевны, великого князя Павла Петровича в детстве, императрицы Елизаветы Петровны, императрицы Марии Федоровны
Портретная галерея Гатчинского дворца: (стр. 2): портреты Екатерины II в дорожном костюме, великой княжны Александры Павловны в русском национальном костюме, великой княжны Елены Павловны, великой княжны Марии Павловны
Портретная галерея Гатчинского дворца: (стр. 3): портреты принца Альбрехта и Луизы Прусских, принцессы Шарлотты Прусской, великой княгини Александры Петровны, императрицы Марии Александровны, императора Николая II
Экскурсия по довоенному Гатчинскому дворцу-музею. Довоенные интерьеры дворца на фотографиях, выполненных М.А. Величко в 1938-1940 гг.
Интерьеры Гатчинского дворца на акварелях XIX века
 
Главная страница
Гатчина – вчера
Владельцы Гатчины
в XVIII-XIX вв
Гатчинский дворец
Интерьеры дворца
Гатчинский парк
Приоратский дворец
Гатчина – сегодня
Виды города
Фотографии Виктора Горбачева
Музей-усадьба
П.Е. Щербова
Сиверский историко-бытовой музей «Дачная столица»
День города
«Славься, Гатчина»
Кинофестиваль «Литература и кино»
Открытая галерея В. Монахова
Музей авиадвигателей
Гатчинский ТЮЗ
Театр костюма «Катюша»
Детская школа искусств
1-я музыкальная школа
им. М.М. Ипполитова- Иванова
Городской Дом культуры
Цирк «Гротеск»
«Центр развития ребенка» – детский сад №9
«Центр развития ребенка» – детский сад №26
Карта Гатчины
План дворцово- паркового ансамбля
Планы дворца
Карта Гатчинского района
Справка по городу
Расписание электричек
Расписание автобусов
Гатчинская афиша (выставки, концерты, мероприятия)
Киноафиша: сеансы кинотеатров Гатчины
Доска объявлений Гатчины и Гатчинского района
Гатчинская афиша
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Погода в Гатчине
О проекте Express-Design © 2002-2018Rambler's Top100