Rambler's Top100
Гатчина - вчера, сегодня...
 
 

История проектирования Екатеринвердера показательна для Гатчины Павловского времени. Архитектурная графика XVIII века поражает грандиозностью замыслов Павла I, направленных на развитие Гатчины, любимого города-резиденции.

 
Новое на сервере
В. Монахов
«ПРОГУЛКА
ПО ГАТЧИНЕ...»
+ фотографии города

Екатеринвердер

Материал для страницы предоставлен автором – О.В. Петровой,
научным сотрудником Государственного музея-заповедника «Гатчина».
В литературе о Гатчине встречаются упоминания о Екатеринвердере как о миниатюрной крепости, существовавшей возле дворца со стороны Кухонного каре в Павловское время. Между тем анализ архитектурной графики конца XVIII века из собрания музея-заповедника «Гатчина» заставляет не только усомниться в том, что Екатеринвердер проектировался как крепость, но и поставить под сомнение реальное воплощение большинства из сохранившихся проектов обустройства этой части города Гатчины.

Первые проекты застройки участка возле Кухонного каре Гатчинского дворца, впоследствии получившего название Екатеринвердер, относятся к середине 1790-х годов. До этого времени значительных построек вблизи Кухонного каре Гатчинского дворца не проектировалось и не возводилось. На планах 1792 и 1794 годов на месте Екатеринвердера не обозначено никаких значительных построек. Вероятно, один из первых замыслов преобразования территории возле Кухонного каре Гатчинского дворца относится к 1795 году, так как в 1796 году уже начались работы по его осуществлению.

Проект Екатеринвердера 1795 (?) г.
(из фондов Государственного музея-заповедника «Гатчина»).
1. Кухонное каре Гатчинского дворца
2. Турецкая палатка: подробнее
В музее-заповеднике «Гатчина» хранится несколько чертежей, развивающих идею возведения возле дворца вдоль дороги к Пильной мельнице (ныне Красноармейский проспект) комплекса примыкающих друг к другу и объединенных внутри единым коридором трехэтажных зданий для размещения служб гофмаршальской части. Один из чертежей с проектом этого комплекса демонстрирует план построек и фасады зданий со стороны дороги к Пильной мельнице.

В соответствии с этим проектом предполагалось возвести рядом с башней кухонного каре ее точную копию и соединить две башни воротами в форме триумфальной арки. Прообразом ворот послужил въезд в манеж во французском имении Шантийи. Манеж, построенный по проекту архитектора Ж. Обера в 1719-1749 годах, входил в грандиозный комплекс Больших конюшен и до сих пор считается одним из лучших произведений французской архитектуры первой половины XVIII века.

От башни, которую планировали построить напротив Кухонного каре, должен был начинаться ряд из одиннадцати домов с мансардными крышами.

Линия домов, расположенных вдоль дороги на Кипень, завершалась еще одними воротами также в виде триумфальной арки, на этот раз однопролетной. Напротив рассмотренных зданий, на территории, уходящей в глубь парка, предполагалось расположить восемнадцать одноэтажных однотипных домиков, декорированных очень скромно. Перед ними проектировалось пять симметрично расположенных зданий.

Вероятно, проект был разработан В. Бренной. Бренна руководил работами в Гатчине в этот период. По проекту, полученному от В. Бренны, и в соответствии с устными указаниями архитектора каменных дел мастер Д. Висконти осуществлял строительство в Ингербурге, архитектурный облик построек которого очень напоминал здания на Екатеринвердерском проекте. Бренна часто обращался при проектировании к французским образцам, вероятно, следуя в этом воле своего царственного заказчика. При возведении Дворцовых конюшен Бренна использовал в качестве образца Большие конюшни в Шантийи. Ворота в Екатеринвердерский комплекс выполнены под влиянием проекта манежа в Шантийи, входившего в комплекс Больших конюшен. Таким образом, с большой долей вероятности можно считать В. Бренну автором проекта екатеринвердерских построек.

Из всего проектируемого вдоль дороги к Пильной мельнице комплекса возвели только башню напротив Кухонного каре Гатчинского дворца. Она была построена уже к весне 1796 года. Эта постройка сохранилась до настоящего времени под названием Екатеринвердерской башни (фото вверху страницы).

Одновременно с разработкой проекта комплекса зданий для служб гофмаршальской части, планируемых сплошным фасадом вдоль дороги к Пильной мельнице, шла работа над созданием проекта значительного по размерам комплекса построек, примыкавшего к Екатеринвердерской башне. Вероятно, новые здания предназначались для казарм.

Проект Екатеринвердера 1796 (?) г.
(из фондов Государственного музея-заповедника «Гатчина»).
В музее-заповеднике «Гатчина» сохранились два плана проектируемого возле дворца комплекса. В инвентарных карточках чертежи атрибутированы как планы Ингербурга. Действительно, на чертежах почти без изменений скопирована планировка Ингербурга. Причем представлен окончательный вариант проекта, по которому и велось строительство в Ингербурге. Изменения касаются планов церкви и некоторых других построек. Однако план нового комплекса привязан к Екатеринвердерской башне, которая определенно читается на чертежах.

Таким образом, не вызывает сомнений, что перед нами проект Екатеринвердера, являющийся почти точной копией плана Ингербурга, без земляных укреплений, от возведения которых в Ингербурге к этому времени уже отказались. Вероятно, этот проект также был разработан В. Бренной, так как создавался в комплексе с предыдущим проектом. Кроме того, как уже отмечалось выше, строительство Ингербурга, использованного в данном случае как образец, велось с 1793 года по чертежам, полученным от В. Бренны, и по его личным указаниям. Вероятно, чертежи следует датировать 1796 годом, когда была возведена Екатеринвердерская башня и проектировался комплекс зданий для служб гофмаршальской части, также обозначенных на чертежах.

Однако в этом же году от проекта, представленного на этих чертежах, отказались. Павлом I был утвержден другой проект комплекса казарм на территории Екатеринвердера. Главная ось комплекса была ориентирована на мост через ров, ограничивающий плац перед дворцом, и далее на центр плаца. В комплекс должны были вести каменные ворота, фланкируемые караулками. Композиционным центром ансамбля должна была стать овальная площадь, окруженная каменными зданиями. От ворот к ней предполагалось провести широкую улицу с четырьмя деревянными казармами. Ров и вал на плане окружают весь комплекс с двух сторон. Возле парка постройки ограничивала дорога к Пильной мельнице. Со стороны дворца предполагалось построить каменную ограду с воротами в центре.

Сохранившиеся документы свидетельствуют, что в 1796 году проводились работы, связанные с реализацией этого проекта.

Весной и летом 1796 года перевозили из Ингербурга и собирали на новом месте четыре деревянные казармы. 2 июля 1796 года в Гатчинской волостной конторе купец Г.А. Балин обязался у строящихся напротив Дворцового Кухонного каре казарм по данному ему чертежу и по указанию каменных дел мастера возвести ворота из пудостского камня. Балин предполагал закончить работу к 15 сентября 1796 года, но только в октябре 1797 года ворота были окончательно построены.

Проект екатеринвердерских ворот хранится в музее-заповеднике «Гатчина». Он соответствует описанию сооружения в архивном деле 1796 года. Ворота решены в виде двух прямоугольных пилонов, декорированных парными колоннами дорического ордера. Над антаблементом каждого пилона помещен небольшой аттик. С июля по октябрь 1796 года Кирьян Пластинин возводил возле ворот две караулки из пудостского камня. Караулки, проект которых сохранился в музее-заповеднике «Гатчина», представляли собой одноэтажные постройки, декорированные очень скромно. Окна и двери не имели наличников. Крышу большого выноса подпирали рустованные колонны.

5 июня 1797 года в Гатчинском городовом правлении крестьянин Г. Брешинин заключил договор, в котором обязался построить из казенных материалов со своими рабочими людьми ограду из парицкой плиты от Екатеринвердерской башни до выстроенных у казарм ворот. Работы по сооружению ограды продолжались в 1798 году. В июне 1798 года возле Екатеринвердерской башни строили каменное здание.

Возведение всех этих построек соответствует рассмотренному выше проекту и подтверждает, что работы по его осуществлению неторопливо, но целенаправленно велись в 1796, 1797, 1798 годах. До возведения каменных казарм, которые должны были составлять основную массу застройки Екатеринвердера, дело так и не дошло. К 1797-1798 годам относится проект урегулирования этого предполагамого к постройке казарменного комплекса. Два чертежа из собрания музея-заповедника «Гатчина» демонстрируют развитие идеи. Проекты имеют подпись «надворный советник Старов» и резолюцию Павла I.

С апреля 1797 года по конец 1798 года в Гатчине служил в должности инспектора гатчинских строений П.И. Старов, сын архитектора И.Е. Старова. П.И. Старов до направления в Гатчину находился на военной службе. Он был флигель-адъютантом Г.А. Потемкина, затем служил в Курском пехотном полку. Исследователи отмечают, что он не имел строительного образования, и его деятельность ограничивалась подписанием чертежей. В. Бренна, в помощь которому определили Старова, был им недоволен. В конце 1798 года Старов получил должность в Петербурге, а на его место назначили архитектора А.Г. Бежанова. Таким образом, проекты, подписанные Старовым, могли быть разработаны только в 1797 или 1798 годах.

Чертежи представляют собой вариант уже рассмотренного проекта с осью ансамбля, направленной на центр плаца перед дворцом. На одном из проектов показан план казарм Екатеринвердера. Обозначены «воинские казармы, екзерциръ хаусъ, магазейнъ для провианта, караульни, офицерские покои».

Комплекс привязан к уже построенной Екатеринвердерской башне. Симметрично ей предполагалось выстроить другую, аналогичную. Башни на проекте фланкируют 2 линии казарменных построек, идущих параллельно друг другу вдоль широкой улицы. Улица с казармами по периметру выходила на овальную в плане площадь. Дворовый «фасад» комплекса декорирован колоннами по всему периметру.

В плане проект комплекса Екатеринвердерских казарм напоминал оформление площади перед собором св. Петра в Риме (Д.Л. Бернини, 1656-1667). Возможно, это сходство не было случайным. Копирование, буквальное или приблизительное, замечательных построек прошлого считалось признаком хорошего вкуса в конце XVIII века. Путешествуя по Европе в 1781-1782 годах, Павел Петрович лично знакомился с лучшими произведениями архитектуры и осматривал в Риме собор св. Петра и площадь перед ним. Площадь Д.Л. Бернини, оформленная колоннадой, восхищала современников Павла. В.И. Баженов был потрясен этим ансамблем. Он поселился в Риме вблизи собора св. Петра и неоднократно приходил осматривать собор и площадь с колоннадой.

Второй проект, подписанный П.И. Старовым, демонстрирует фасад части казарменного комплекса, представленного на предыдущем плане. На чертеже изображен план и фасад казарм, оформляющих овальную площадь. Постройки имеют один сплошной фасад в два этажа. Окна и дверные проемы без наличников. По всему периметру фасада расположена колоннада дорического ордера, на антаблемент которой опирается вынос крыши. В центре фасад разрывают ворота, решенные в форме триумфальной арки.

Этот проект не был реализован, но, возможно, лег в основу утвержденного в сентябре 1799 года очередного проекта казарм и церкви в Екатеринвердере. Утвердив новые чертежи, Павел I приказал немедленно приступить к их реализации и распорядился выделить на строительство новых казарм и церкви 457146 р. 30 к.

Вероятно, автором нового проекта был А.Д. Захаров, так как он составлял сметы для строительства нового комплекса. А.Д. Захаров был назначен архитектором города Гатчины 27 (16) ноября 1800 года, но работать в Гатчине начал значительно раньше этой даты. Чертежей с новым проектом обнаружить не удалось, но, вероятно, в них частично развивалась идея предыдущего проекта, так как в нем также предполагалось оформить фасады новых казарм колоннами. П.Х. Обольянинов планировал использовать для новых казарм колонны, сделанные в Гатчине для Царского Села.

В соответствии со сметой предполагалось декорировать казармы также 72 пилястрами. Церковь планировали построить с куполом, барабан которого должны были украшать пилястры. Для фасадов церкви предполагалось изготовить 10 колонн и 26 пилястр из пудостского камня. Всего для возведения нового комплекса требовалось 247,5 кубических сажень «пудостской плиты», а также 1800 сажень «карнизной плиты». Ступени для лестниц в казармах и церкви планировали выполнить из черницкого камня.

В октябре 1799 года шла активная подготовка к строительным работам. В пудостской каменоломне выламывали крупные блоки известняка, заключались договора на поставку железа, гвоздей, песка, красок, возведение фундаментов для новых зданий. Сооружения, уже построенные к этому времени в соответствии с предыдущим проектом, предполагалось убрать с территории Екатеринвердера как не соответствующие новому замыслу. Павел I приказал П.Х. Обольянинову в течение зимы 1799 года разобрать в Екатеринвердере ворота из пудостского камня, две караулки, 3-этажную екатеринвердерскую башню, мастерскую и сарай и перевезти их на указанные места. Две казармы перевезли в Мариенбург и две в Колпаны. Караулки разобрали и возвели заново у Малогатчинского въезда. У перемещенных на новое место караульных домов поставили пушки и разбили «палисад».

Ворота перевезли к Загвоздинскому въезду, где и собрали их заново. Судьба этих ворот замечательна. В 1830 году екатеринвердерские ворота перевезли от загвоздинского въезда к Ингербургу и использовали npи создании Ингербургских ворот (В.А. Глинка, 1830-1832 гг.). Вероятно, при строительстве новых ворот полностью были задействованы пилоны и колонны дорического ордера екатеринвердерски ворот. При сравнении проекта екатеринвердерских ворот с ингербургскими воротами очевидно сходство их композиционного решения. Основу композиции составляют два прямоугольных пилона, декорированных парными колоннами дорического ордера. Над карнизом пилонов Ингербургских ворот на постаментах установили скульптурные композиции – арматуры, состоящие из античных доспехов – панциря, увенчанного шлемом, меча и двух вытянутых шестиугольных щитов с рельефными масками Медузы Горгоны и орнаментом, которых не было в проекте екатеринвердерских ворот. Металлическая решетка и створы ворот также не были изготовлены заново. Для них использовали части ворот Михайловского замка, снятых в 1830 году.

См. также:
Крепость Ингербург
Фото Ингербургских ворот (современный вид) на странице «Гатчина – сегодня»
Фото Ингербургских ворот (современный вид) на странице «Прогулка по Гатчине»
 
Главная страница
Гатчина – вчера
Владельцы Гатчины
в XVIII-XIX вв
Гатчинский дворец
Интерьеры дворца
Гатчинский парк
Приоратский дворец
Гатчина – сегодня
Виды города
Фотографии Виктора Горбачева
Музей-усадьба
П.Е. Щербова
Сиверский историко-бытовой музей «Дачная столица»
День города
«Славься, Гатчина»
Кинофестиваль «Литература и кино»
Открытая галерея В. Монахова
Музей авиадвигателей
Гатчинский ТЮЗ
Театр костюма «Катюша»
Детская школа искусств
1-я музыкальная школа
им. М.М. Ипполитова- Иванова
Городской Дом культуры
Цирк «Гротеск»
«Центр развития ребенка» – детский сад №9
«Центр развития ребенка» – детский сад №26
Карта Гатчины
План дворцово- паркового ансамбля
Планы дворца
Карта Гатчинского района
Справка по городу
Расписание электричек
Расписание автобусов
Гатчинская афиша (выставки, концерты, мероприятия)
Сеансы кинотеатра «Победа»
Сеансы кинотеатра «Cubus»
Доска объявлений Гатчины и Гатчинского района
Гатчинская афиша
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Погода в Гатчине
О проекте Express-Design © 2002-2017Rambler's Top100