Rambler's Top100
Гатчина - вчера, сегодня...
 
 

Война прервала расцвет гатчинских музеев, с их необычайной по полноте историко-бытовой и художественной экспозицией.

В Петродворце, Пушкине, Павловске, Гатчине фашисты принесли настолько большой ущерб, что его нельзя было сравнить с ущербом памятникам самого Ленинграда.

 
Новое на сервере
В. Монахов
«ПРОГУЛКА
ПО ГАТЧИНЕ...»
+ фотографии города

Гатчинский дворец, годы испытаний

Материал для публикации предоставлен автором – Н.С. Третьяковым,
директором государственного музея-заповедника «Павловск»
(с 1983 по 1987 гг. – директор дворца-музея и парка г. Гатчины).
Страницы: | 1 | 2 | 3 |
Война, эвакуация

Гатчинский дворец. 1944 г.
22 июня 1941 года немецко-фашистские войска начали боевые действия против Советского Союза. Несмотря на полное отсутствие информации о положении на фронтах, Управление культурно-просветительных предприятий Ленгорисполкома на четвертый день войны издало приказ №93, в котором говорилось следующее:

1. Закрыть для общего пользования все дворцы-музеи и выставки.

В пригородах:

1. Гг. Пушкин, Петергоф, Павловск, Ораниенбаум, Гатчина, Летний дворец Петра I в Летнем саду, домик Петра I и Антирелигиозный музей (б, Исаакиевский собор).

2. Директорам предприятий на основе указаний, данных управлением (совещание в УК.ППЛ 22.06-25.06, с.г.), приступить к консервации музеев и музейных вещей, скульптуры, фонтанов, павильонов с принятием мер по предохранению от повреждений бомбардировок (перевод в особые хранилища, подвалы, нижние этажи зданий, устройство ставней, укрытие мешками с песком и т.д.) 1.

Как видим, в приказе нет ни слова об эвакуации. Но тут происходит событие, которое не зависело ни от Ленгорисполкома, ни от Управления культурно-просветительных предприятий. К выполнению своих мобилизационных обязательств приступила Октябрьская железная дорога. Правда, произошло это с опозданием, на 7-й, а не на 2-й день мобилизации. Однако произошло, и на головы работников Гатчинского дворца-музея, где трудились главным образом женщины, буквально свалился огромный груз.

Дело в том, что обусловленная даже тем «хилым» планом 1936 года подача в пригородные дворцы-музеи в дни погрузки на железную дорогу автомашин и рабочей силы для упаковки и погрузки не была выполнена транспортными и иными организациями. Автогужевой транспорт и рабочая сила организовывались самими музеями. Хуже того, многие райсоветы привлекли работников и транспорт ряда музеев к отбыванию «трудовой повинности» на других объектах.

Несколько лучше обстояли дела в Гатчинском дворце-музее, где к работе по эвакуации имущества удалось привлечь, правда, немногочисленные расчеты зенитных батарей, занимавших позиции неподалеку от дворца. Поэтому упаковка музейных ценностей и подготовка их к отправке явочным порядком начались непосредственно в день начала войны, то есть в ночь с 22 на 23 июня 1941 года. Все работы по вывозке были прерваны лишь 10-13 сентября 1941 года, когда наши войска оставили уже практически окруженный город.

Благодаря активной помощи Управления культурно-просветительных учреждений Ленгорисполкома и самоотверженному труду коллектива музея в июне-сентябре удалось вывезти подавляющее большинство коллекций полностью, не разрознивая их и тем самым не обесценивая собраний.

Из Гатчинского дворца были вывезены практически все экспонаты из благородных металлов, гобелены, все оружие XVI-XIX веков, вся коллекция миниатюр, вся экспозиционная живопись (Теоборх, Жувене, Берне, Гюбер Робер, Тончи, Ротари, Грот, Мартынов, Щедрин, Боровиковский, Кипренский, Лосенко, Крамской, Орловский, Маковский, Репин, Кустодиев, Поленов и др.), вся выставка костюмов XVIII-XIX веков, 2,5 тысячи единиц китайского и японского фарфора, почти весь русский и западноевропейский фарфор, образцы гарнитуров мебели, ломоносовские мозаики, английские телескопы, весь архитектурный архив 2.

Спасительная инструкция

Как правило, первая очередь музейных предметов паковалась очень тщательно и прочно. И здесь нельзя не вспомнить ученого консультанта Государственного Русского музея профессора М.В. Фармаковского, который еще в начале 1940 года подготовил «Инструкцию по перевозке и переноске музейных экспонатов».

Этот большой и серьезный труд объемом в 2,5 авторских листа (62 страницы) был опубликован под грифом «Для служебного пользования». И хотя в этой инструкции нигде прямо не говорилось о возможности будущей эвакуации, видно, что именно в расчете на нее давались многочисленные практические советы.

Конечно, в тот период, когда уже вся Европа и Северная Африка были охвачены пожарищем второй мировой войны, инструкция М.В. Фармаковского была ценнейшим справочником по эвакуации музейных вещей. Отсюда и гриф «Для служебного пользования», и тираж всего 1000 экземпляров, и 29 иллюстраций, изготовленных фотоспособом и вручную вклеенных в каждую инструкцию.

Немаловажно и то, что применение инструкции, подтвержденной практикой летних месяцев 1941 года, было вполне под силу женским рукам. А ведь именно женщины в подавляющей массе составляли основу музейных коллективов. Именно они, женщины, нашли в инструкции М.В. Фармаковского (совершенно непонятной для многих «государственных» мужей до 22 июня 1941 года) те реальные практические советы, которые позволили относительно быстро и, главное, грамотно упаковать и вывезти наиболее ценные музейные вещи.

Так как все верхние этажи были освобождены от экспонатов в первую очередь, то наиболее хрупкие предметы: хрусталь, керамика, фарфор – были перенесены в специально оборудованные кладовые в подвальных этажах и уложены на подстилку из сена или песка. Мебель укладывали в коридорах и помещениях первых этажей, преимущественно лишенных окон. Двери, особенно наборного дерева, были сняты с петель и уложены под окна.

Ткани, драпировки, портьеры, занавески во избежание воспламенения укладывались в ящики, также размещавшиеся в первых этажах здания. Зеркала и другие крупные стеклянные изделия обклеивались марлей, кумачом и другими подходящими для этого тканями. Стенные мраморные барельефы в Белом зале Гатчинского дворца-музея были законсервированы специально сделанными щитами с прослойкой песка.

Вся неэвакуированная парковая скульптура была захоронена в земле. Предварительно ее упаковывали в деревянные футляры, сверху насыпалась земля, укладывался дерн, а местонахождение скульптур наносилось условными знаками на планы-карты.

Кроме того, нужно было думать и о сохранении самого здания дворца-музея, являющегося прекрасным памятником архитектуры. Объем проведенных здесь работ был огромным. И выполнили его в основном женщины.

Это их руками все залы дворца были снабжены мешками с песком и баками с водой, а художественные полы наборного дерева были покрыты матами или малоценными коврами (ворсом к полу) и засыпаны слоем песка толщиной в 2-3 сантиметра.

Вокруг дворца расставлялись бочки с водой или иные резервуары (например, использовались прогулочные лодки, вкопанные в землю и наполненные водой). На музейных объектах были введены круглосуточные посты пожарно-сторожевой охраны и команд противовоздушной обороны, в которых несли службу все работники дворца-музея.

Вывозка музейных вещей на автомашинах проходила в очень тяжелых условиях. Машины ходили под обстрелом. Под огнем противника производились упаковка и погрузка экспонатов, и тем не менее, благодаря преданности своему делу и самоотверженности научных сотрудников и рабочих, эта работа была завершена благополучно.

Из научных сотрудников, принимавших самое активное участие в эвакуации музейных ценностей и хранивших их в период военных действий, прежде всего следует отметить С.Н. Балаеву и И.К. Янченко.

Строки из дневников

Сохранились и дневники этих людей. Среди них выделяется дневник научного сотрудника Гатчинского дворца-музея Серафимы Николаевны Балаевой. С присущей ей аккуратностью ежедневно в течение практически всей войны она пишет о самом главном в ее жизни 3.

«1941 год. 22-23 июня. Ночь. Упаковка Ружейного арсенала.

23 июня. Упаковка Особой кладовой. Смирнов Г.В. (зам. директора по научной работе Гатчинского дворца-музея) призван в армию.

23 июня – 4 июля. Разобраны парадные комнаты Павла I, II этажа, комнаты Александра III.

4 июля. Перевозка ящиков на Балтийский вокзал (162 ящика).

7 июля. Отъезд I эшелона.

13 июля. Отъезд II эшелона.

7-10 июля. Работы по охране здания. Щиты на окнах, закладка кирпичом, барельефы Белого зала заложены деревянными футлярами на козлах.

19 июля. Отправка III эшелона.

21-31 июля. Снабжение водой музейных помещений – бочки, баки (на чердаке).

1 августа. Работа по охране здания: засыпан песком паркет (закрыт сукном, поверх песок слоем 5 см).

Надежда на полный вывоз вещей исчезает. За сорок дней удалось отправить только 250 ящиков с музейными вещами. Фронт приближается.

6 августа. Сожжены бумаги по списку бумаг, подлежащих уничтожению.

11 августа. Воздушая тревога в 5 час., 7 час., 12 час. 30 мин., 16 час. 40 мин.

12 августа. Воздушная тревога в 6 час. 40 мин., 7 час. 10 мин., 12 час. Перенос вещей во внутренние помещения.

13 августа. Продолжительные ночные тревоги. Бомбежка.

15 августа. Воздушная тревога началась в 10 час. 30 мин. Сброшена бомба в 10-12 метрах от левого полуциркуля. Вес бомбы – 1 тонна. Воронка диаметром 5 м, глубина 8 м. Убитых и раненых не было. Все вещи целы.

16-18 августа. Упаковка IV эшелона. 55 мест. 18 августа к 8 часам вечера 11 тревог.

19 августа. Упаковка V эшелона. 22 ящика. Погрузка вещей в вагоны, во время которой начался артобстрел.

Война подошла к стенам города. Уже не бомбардировки с воздуха, а артобстрелы угрожают ценностям дворца. Не все сохраняют присутствие духа, ставят интересы музея, дело спасения народного достояния выше собственных.

Ночь с 19 на 20 августа – директор музея вызвал всех находящихся в здании музея на вокзал для выезда из Гатчины. Остались: научные сотрудники Янченко, Балаева, Тихановская, садовник Арен, фотограф Величко, галерейные (9 фамилий неразборчиво), охрана – Рендов, Калинин, Чуркин, Киселенко. Поставлены посты. Ночью редкие выстрелы. С 5 утра интенсивная артстрельба и бомбежка. Попадания в городе и парке.

20 августа. Выяснение положения дел с охраной. У коменданта. Отказ принять на себя охрану дворца. Два обхода дворца с представителями военной власти: их предложения сжечь музейные предметы, чтобы не дать их в руки немцев, наши возражения.

21 августа, 7 часов вечера. Очень тревожный конец дня. Развязка, очевидно, приближается.

22 августа. 8 час. 30 мин. Приезд членов обкома. Вопрос о судьбе оставшихся вещей и людей. Обещают прислать за нами машину (что едва выполнимо). Общая обстановка – частая артстрельба. По словам заходивших к нам красноармейцев, на аэродроме была немецкая разведка (400 метров от дворца-музея). Члены эвакуационного бюро в музее. Составление списков лиц, подлежащих эвакуации. Требование поголовной эвакуации. Смятение в бомбоубежище.

25 августа. Захоронение бронзы из ящиков 17 и 21 в Собственном саду.

26 августа. Захоронена античная скульптура и Китай. Почти непрерывно стрельба тяжелой артиллерии через дворец.

27 августа. В 11 часов утра отъезд на грузовой машине до Ижоры II эвакуационного эшелона.

28 августа. Ночью из Ленинграда приехал Крылов с пятью грузовыми машинами. Все оставшиеся – рабочие и охрана – работают исключительно хорошо. Очень удачно, что разгрузились от лишних людей».

Как мы уже знаем, в середине сентября 1941 года в Гатчине, в парке, во дворце уже были немцы.

Сотрудники дворца-музея ушли в Ленинград, в Исаакиевский собор, который стал приютом и для них, и для эвакуированных вещей. Здесь С.Н. Балаева провела всю блокаду.

Мы уже останавливались на негативных действиях и поступках некоторых работников Ленгорисполкома по отношению к музеям. К счастью, работали здесь и другие люди, которым далеко не безразлично было наше историческое наследие, наша культура.

Так, в середине августа 1941 года, когда фронт вплотную приблизился к пригородным дворцово-парковым комплексам, местные власти под предлогом военной необходимости стали не только вмешиваться в дела дворцов-музеев, но и мешать им в важнейшем вопросе – эвакуации ценностей и консервации зданий-памятников.

Именно поэтому 15 августа 1941 года исполкомы Ленинградских областного и городского Советов совместным решением запретили проводить вырубку деревьев и парков, занимать парки и здания дворцов-музеев и павильонов «...для каких-то бы ни было целей» 4 и изымать из местных дворцов-музеев и парков материалы, предназначенные для консервации музеев.

А в самый разгар эвакуационной работы, когда в пригородных дворцах осталось уже ограниченное количество сотрудников, из последних сил производивших упаковочные, погрузочные, консервационные работы, появилось распоряжение заместителя председателя Ленгорсовета Е.П. Федоровой от 17 августа 1941 года, в котором говорилось: «Предложить Ленинградскому горфинотделу выдать Управлению культурно-просветительных предприятий на расходы по эвакуации музейных ценностей 44 700 рублей за счет местного бюджета в счет ассигнований бюджета по Управлению культпросветучреждений на сентябрь 1941 года» 5.

И когда известие о дополнительной выплате дошло до музейщиков, они поняли, что о них помнят, на них надеются, что их труд по спасению музейных вещей нужен. Это придавало им силы.


1 ЦГАОРЛ. Ф. 7384. Оп. 16. Д. 614. Л. 43.

2 ЦГАОРЛ. Ф. 7384. Оп. 17. Д. 570. Л. 38.

3 Архив Гатчинского дворца-музея.

4 ЦГАОРЛ. Ф. 7384. Оп. 18. Д. 1143. Л. 179.

5 ЦГАОРЛ. Ф. 7384. Оп. 16. Д. 1349. Л. 2.

Страницы: | 1 | 2 | 3 |
См. также:
Гатчинский дворец
Гатчина в годы Великой Отечественной войны
Экскурсия по довоенному Гатчинскому дворцу-музею. Довоенные интерьеры дворца на фотографиях, выполненных М.А. Величко в 1938-1940 гг.
Интерьеры Гатчинского дворца на акварелях XIX века
 
Главная страница
Гатчина – вчера
Владельцы Гатчины
в XVIII-XIX вв
Гатчинский дворец
Интерьеры дворца
Гатчинский парк
Приоратский дворец
Гатчина – сегодня
Виды города
Фотографии Виктора Горбачева
Музей-усадьба
П.Е. Щербова
Сиверский историко-бытовой музей «Дачная столица»
День города
«Славься, Гатчина»
Кинофестиваль «Литература и кино»
Открытая галерея В. Монахова
Музей авиадвигателей
Гатчинский ТЮЗ
Театр костюма «Катюша»
Детская школа искусств
1-я музыкальная школа
им. М.М. Ипполитова- Иванова
Городской Дом культуры
Цирк «Гротеск»
«Центр развития ребенка» – детский сад №9
«Центр развития ребенка» – детский сад №26
Карта Гатчины
План дворцово- паркового ансамбля
Планы дворца
Карта Гатчинского района
Справка по городу
Расписание электричек
Расписание автобусов
Гатчинская афиша (выставки, концерты, мероприятия)
Сеансы кинотеатра «Победа»
Сеансы кинотеатра «Пилот»
Сеансы кинотеатра «Cubus»
Доска объявлений Гатчины и Гатчинского района
Гатчинская афиша
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Погода в Гатчине
О проекте Express-Design © 2002-2017Rambler's Top100