Rambler's Top100
Гатчина - вчера, сегодня...
 
 

«Художник – это приемник впечатлений отовсюду: от неба, от земли, от кусочка бумаги, от паутины, от прошедшего мимо человека» (П. Пикассо).

 
Новое на сервере
В. Монахов
«ПРОГУЛКА
ПО ГАТЧИНЕ...»
+ фотографии города

Знаменитые художники в Гатчине

Материал для публикации предоставлен Суховеевой Н.Г.
(Из сборника «Созвездие трех муз», составитель Суховеева Н.Г.,
издание Гатчинской городской детской библиотеки.)
Беггров А.К., Васильев Ф.А., Гау Э.П.
Каразин Н.Н., Крамской И.Н.
Френц Р.Ф., Щедрин С.Ф., Щербов П.Е.
Страницы: | 1 | 2 | 3 |
Дом художника П.Е. Щербова в Гатчине (арх. С.С. Кричинский).
Френц Рудольф Федорович (Фердинандович) (1831-1918)

К числу известных живописцев, изображающих животных, относится Рудольф Федорович Френц.

Он родился в Берлине в 1831 году. По окончании Берлинской Академии художеств, приехал в Петербург, где и трудился на поприще изобразительного искусства.

В 1870 году Р.Ф. Френц получает данную на землю в Мариенбурге на участок в 310 кв. сажен. Около 30 лет прожил художник в Мариенбурге в небольшом доме №5 на Крайней улице. Здесь Р.Ф. Френц написал картины «Уютный уголок» (1884), «Привал охотников», «Семейство кур» (1885), «Охотники» (1887), экспонировавшиеся на художественных выставках в столице.

В своих произведениях художник запечатлел природу Гатчины и района. В его картинах привлекает виртуозное мастерство, с которым изображены лошади в стремительном движении и в любых ракурсах.

В 1884 году Френц принял русское подданство. В 1885 году получает звание почетного вольного общника Петербургской Академии художеств. В 1904 году возведен в Почетное гражданство.

В 1878 году экспонировал на 6-й выставке Товарищества передвижных выставок картины «Зима» и «Костер». В 1867 и 1878 году принимал участие во всемирных выставках в Париже, в Филадельфии (1876), в Берлине (1886), Чикаго и в передвижных академических выставках в Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Риге, Киеве, Казани.

Основными заказчиками художника были члены царской семьи. Он сопровождал их в путешествиях, на охоте, на маневрах. По заказу императоров Александра II, Александра III и Николая II художник написал 25 картин.

Его работы были приобретены Академией художеств и музеем императора Александра III. В Русском музее в настоящее время имеются картины Р.Ф. Френца «Борзятник придворной охоты Никонов» (1869), «Две гончие», «Егерь с тремя борзыми» (1872), «Егерь с двумя борзыми» (1872). Академией художеств были приобретены «Семейство кур», «Охотники».

Конечно, были его картины и в гатчинском дворце, но они были утрачены во время Великой отечественной войны, и до сих пор они не вернулись на свои места, а следы их потеряны.

Семья Р.Ф. Френца состояла из пяти дочерей и сына Рудольфа, впоследствии известного художника-баталиста, профессора Академии художеств, одного из родоначальников советской батальной живописи, автора панорамы «Сталинградская битва». В Мариенбурге им принадлежали по улице Крайней (ныне ул. Кустова) дом №5 и по улице Мариенбургской (ныне ул. Рошаля) дом №9.

Умер Рудольф Федорович 24 декабря 1918 года и похоронен на гатчинском кладбище.

Родионова Т.Ф. – «Гатчина: страницы истории». – СПб.: ИД Герда, 2001. – С. 102-103.

Пантелеев А. – «Художник-баталист». – Гатчинская правда. – 1978. – 22 июня. – с. 4.

Пантелеев А. – «Художник-анималист Френц». – Гатчинская правда. – 1978. – 23 дек. – с. 4.

Пантелеев А. – «Художник Р.Ф. Френц». – Гатчинская правда. – 1981. – 24 дек. – с. 4.

* * *

Щедрин Семен Федорович (1745-1804)

Один из основоположников русской пейзажной живописи, академик Семен Федорович Щедрин, долго жил и работал в Гатчине. В его творчестве, впервые для русских художников, природа стала самостоятельным предметом художественного изображения. Сюжетами многих его произведений стали пейзажи окрестностей Петербурга. Это были главным образом превосходные парки Гатчины, Петергофа, Павловска, Царского Села. Он был не только их изобразителем, но и их поэтом.

* * *

С.Ф. Щедрин родился 17 апреля 1745 года. Четырнадцатилетним юношей Семен Щедрин поступил в только что открывшуюся Академию художеств. Сначала он обучался гравированию, затем орнаментальной скульптуре и «ландшафтному художеству», причем, настолько успешно, что получил за дипломную работу вторую золотую медаль и право на заграничную командировку.

В Париже художник пишет «копии с славных картин», работает с натуры и знакомится с произведениями французских пейзажистов-преромантиков, а через два года уезжает в Рим. Итальянская природа, знакомая ему по картинам, с которых он делал копии, воочию предстала перед ним. Здесь и были заложены основы того особого, щедринского стиля пейзажной живописи, который достиг своего совершенства позднее в гатчинских и павловских видах, созданных художником.

По возвращении из-за границы Щедрин начинает преподавать в Академии художеств, а также получает назначение в «Кабинет ее величества» писать виды дворцов и парков. За годы преподавания в Академии С.Ф. Щедрин воспитал плеяду русских художников.

В конце XVIII века живописец создал несколько произведений о Гатчине. Среди них «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796, Третьяковская галерея), «Гатчинский парк» (1798), панно «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля» (Третьяковская галерея). Они признаны лучшими картинами из тех, что были написаны в русской живописи в области монументально-декоративного пейзажа.

Также художник создал для Михайловского замка в Петербурге ряд панно с видами Гатчины (1799-1801 гг.).

Панно С.Ф. Щедрина являются и декорациями, и картинами. На своих полотнах художник изобраил не только красоту парковых пейзажей Гатчины, но и ее окрестностей.

Во второй половине XVIII века село Тайцы принадлежало уральским горнопромышленникам Демидовым. Наряду с усадебными постройками, демидовские крестьяне создали великолепный пейзажный парк. Картина С.Ф. Щедрина «Вид в окрестностях Петербурга» (Третьяковская галерея) изображает поэтический уголок Таицкого парка.

При впадении речки Сиверки в Суйду находилось имение Сиворицы, также принадлежавшее в конце XVIII – начале XIX века Демидовым. Живописные места вокруг усадебного дома привлекли сюда С.Ф. Щедрина. Здесь он написал один из видов Сиворицкого парка. Картина находится сейчас в Государственном Русском музее.

Полотна С.Ф. Щедрина с гатчинскими видами очень выразительны по настроению, красивы по композиции и цветовой гамме. Гатчина на щедринских пейзажах предстает во всем очаровании своих оригинальных по архитектурному решению парковых сооружений.

Афанасьев З. – «Гатчинские акварели Щедрина». – Гатчинская правда. – 1985. – 14 июня. – c. 4.

Пантелеев А. – «Живописец Щедрин». – Гатчинская правда. – 1980. – 19 апр. – c. 4.

Пантелеев А. – «Живописец-пейзажист». – Гатчинская правда. – 1984. – 11 сент. – c. 4.

* * *

Щербов Павел Егорович (1866-1938)

В Гатчине, невдалеке от Варшавского вокзала, на улице Чехова стоит живописное двухэтажное каменное здание – особняк с черепичной крышей (фото вверху). Дом принадлежал талантливому художнику-карикатуристу Павлу Егоровичу Щербову.

Но сам П.Е. Щербов стал жителем Гатчины задолго до постройки дома. С 1901 года семья Щербовых жила в различных частях города, снимая дом или квартиру. Лишь в 1911 году был построен собственный дом на Ольгинской улице (ныне дом №4 по улице Чехова). Особняк стал единственным в своем роде творением архитектора С. Кричинского в стиле северного модерна с элементами конструктивизма. Говорили, что дом также оригинален, как и его хозяин.

По воспоминаниям современников, Щербов был незаурядной личностью, необычайно разносторонним, высоко одаренным художником-карикатуристом и этнографом. Среди передовой столичной интеллигенции он пользовался глубоким уважением и вниманием.

П.Е. Щербова запоминали все, видевшие его. Вот как описывал его приятель художника В.Ф. Боцяновский: «Коренастая мощная фигура. Большие черно-карие, обыкновенно светящиеся юмором, видящие и говорящие глаза. Большой лоб, правильный, красивый профиль длинного лица со смугловатым оттенком кожи. Черная, длинная, в локонах, как у ассирийских царей, борода... Венецианский дож или индусский раджа».

* * *

Родился Павел Егорович 3 (15) июня 1866 года в обеспеченной семье петербургского чиновника, закончил частную гимназию Видемана. Материальная независимость позволила Павлу Егоровичу в дальнейшем заниматься только тем, что нравилось. В 1885 году он поступил в Академию художеств. Однако за связь в годы учебы со студентами, бывшими на заметке у полиции, он не смог получить разрешения на выезд в Европу для продолжения образования и продолжал работать самостоятельно в организованном им кружке художников «Ревущий стан».

За свою жизнь П.Е. Щербов провел более 10 лет в путешествиях по Африке, Персии, Турции, Китаю, Японии, Кавказу. Отовсюду он привозил этнографические материалы, фотографии и дарил их Русскому географическому обществу, которое приняло его в свои члены.

В 1896 году Павел Егорович женился на дочери украинского священника, чем вызвал бойкот со стороны родных. Свадебным путешествием молодых была последняя дальняя поездка Щербова в Японию.

В том же 1896 году начали появляться его работы под псевдонимом «Old Judge» – «Старый судья» в журнале «Шут». Рисунки П.Е. Щербова привлекали внимание поразительным портретным сходством, остроумием характеристик. Чаще всего он изображал художников, художественных критиков, меценатов и их жизнь, которую знал лучше всего. Часто карикатуры бывали очень язвительными, но «потерпевшие» считали их лучшей рекламой.

В начале 1908 года на выставке появилась главная карикатура Щербова, названная «Базар XX века» (размер 82х55 см). По совету В. Серова эта картина была приобретена для Третьяковской галереи за три тысячи рублей. Там же она и хранится сейчас, наряду с другими работами художника.

В картине «Базар XX века» дано почти 100 портретов-характеристик художников, скульпторов, коллекционеров, художественных критиков, издателей. Изобразив их в базарной суете, торгующими, показывающими свой товар, свои идеи, Щербов образно передал состояние художественной жизни начала XX века. Были представлены в основном петербургские художники. На картине изображен громадный нелепый мертвец на арбе с волами, которых тянет В.В. Стасов, неуемный, громогласный, прозванный «иерихонской трубой». Так показано «передвижничество», исчерпавшее свои передовые идеи. Это шествие провожает двуперстием Г.Г. Мясоедов, оставшийся верным передвижничеству. Рядом со Стасовым пританцовывает, наигрывая на гуслях, его духовный сын, молодой Н. Рерих. Совсем рядом заметна сосредоточенная фигура В. Серова с подносом, собирающего деньги на «Мир искусства». Не забыт и Н.Н. Каразин, с большой белой бородой, торгующий восточной тканью.

В противоположной стороне картины изображен популярнейший в тот период С. Дягилев, нянчащийся с талантливым живописцем Ф. Малявиным, непризнанным Академией художеств. Совсем рядом, правда со спины, видна княгиня М. Тенишева, финансировавшая дягилевский журнал «Мир искусства».

В середине картины – крупная фигура дамы с лорнетом. Это А. Боткина – дочь Д. Третьякова. Она присматривает достойный экспонат для Третьяковской галереи (она состояла в комиссии Третьяковской галереи). Рядом с ней – муж, улыбающийся С.С. Боткин – знаменитый врач и коллекционер.

* * *

С декабря 1911 года П.Е. Щербов живет в Гатчине, в своей усадьбе. Его частыми гостями были: писатель А.И. Куприн, певец Ф.И. Шаляпин, художник М.В. Нестеров, архитектор А.Е. Белогруд.

В Гатчине П.Е. Щербов прожил 25 лет. Его сыновья окончили Реальное училище. Старший сын Вадим поступил в 1915 году в Институт гражданских инженеров, через год перешел в Артиллерийское училище и еще через несколько месяцев был отправлен на Юго-западный фронт, где и погиб в 1917 году. Второй сын Георгий в 1921 году был призван в Красную армию и там умер от тифа.

С 1919 года Павел Егорович в течение 10 лет работал помощником хранителя в гатчинском дворце-музее. Умер он 7 января 1938 года. Его могила находится на городском кладбище рядом с руинами церкви «Во имя Всех Святых».

Родионова Т.Ф. – «Гатчина: страницы истории». – СПб.: ИД Герда, 2001. – С. 132-136.

Савинов А.Н. – «Павел Егорович Щербов». – Л., 1969. – С. 7.

Васильев В. – «...Любовь к тебе осталась такою же». – Гатчинская правда. – 1984. – 1 дек. – c. 3.

«Карикатурист Павел Щербов». – Гатчинская правда (Коннетабль). – 1990. – 1 мая. – c. 3.

Смирнова Н. – «Мастер художественной карикатуры». – Гатчинская правда. – 1996. – 1 июня. – c. 3.

«Старый судья». – Приорат. – 1992. – №12. – c. 3.

Страницы: | 1 | 2 | 3 |
Беггров А.К., Васильев Ф.А., Гау Э.П.
Каразин Н.Н., Крамской И.Н.
Френц Р.Ф., Щедрин С.Ф., Щербов П.Е.
См. также:
Историко-мемориальный музей-усадьба художника П.Е. Щербова в Гатчине
 
Главная страница
Гатчина – вчера
Владельцы Гатчины
в XVIII-XIX вв
Гатчинский дворец
Интерьеры дворца
Гатчинский парк
Приоратский дворец
Гатчина – сегодня
Виды города
Фотографии Виктора Горбачева
Музей-усадьба
П.Е. Щербова
Сиверский историко-бытовой музей «Дачная столица»
День города
«Славься, Гатчина»
Кинофестиваль «Литература и кино»
Открытая галерея В. Монахова
Музей авиадвигателей
Гатчинский ТЮЗ
Театр костюма «Катюша»
Детская школа искусств
1-я музыкальная школа
им. М.М. Ипполитова- Иванова
Городской Дом культуры
Цирк «Гротеск»
«Центр развития ребенка» – детский сад №9
«Центр развития ребенка» – детский сад №26
Карта Гатчины
План дворцово- паркового ансамбля
Планы дворца
Карта Гатчинского района
Справка по городу
Расписание электричек
Расписание автобусов
Гатчинская афиша (выставки, концерты, мероприятия)
Сеансы кинотеатра «Победа»
Сеансы кинотеатра «Пилот»
Сеансы кинотеатра «Cubus»
Доска объявлений Гатчины и Гатчинского района
Гатчинская афиша
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Погода в Гатчине
О проекте Express-Design © 2002-2017Rambler's Top100