Rambler's Top100
Гатчина - вчера, сегодня...
 
 

Неброская красота северной природы, особое очарование гатчинских озер и парков, тихих уютных улочек издавна привлекали в наш город людей творческих. Здесь они черпали вдохновение, создавая шедевры, дошедшие до наших дней.

 
Новое на сервере
В. Монахов
«ПРОГУЛКА
ПО ГАТЧИНЕ...»
+ фотографии города

Знаменитые художники в Гатчине

Материал для публикации предоставлен Суховеевой Н.Г.
(Из сборника «Созвездие трех муз», составитель Суховеева Н.Г.,
издание Гатчинской городской детской библиотеки.)
Беггров А.К., Васильев Ф.А., Гау Э.П.
Каразин Н.Н., Крамской И.Н.
Френц Р.Ф., Щедрин С.Ф., Щербов П.Е.
Страницы: | 1 | 2 | 3 |
Неброская красота северной природы, особое очарование гатчинских озер и парков, тихих уютных улочек издавна привлекали в наш город людей творческих. Здесь они черпали вдохновение, создавая шедевры, дошедшие до наших дней.
Беггров Александр Карлович
(1841-1914)

Известный российский художник-маринист, академик, член «Товарищества передвижных выставок» – Александр Карлович Беггров прожил в Гатчине более 20 лет.

Родился он в семье художника Карла Петровича Беггрова, литографии которого с видами Петербурга были очень популярны. Вначале Александр Карлович учился в Инженерном училище Морской академии, где ярко проявились его способности к рисованию. Став морским офицером, совершил в 1866 и 1868 годах дальнее заграничное и кругосветное путешествия. Несколько позже, в качестве командира фрегата «Светлана», он совершает путешествие вокруг Европы из Кронштадта в Грецию.

Затем А.К. Беггров был вольнослушателем в Академии художеств, а в 1871-1874 годах занимался в Париже у А.И. Боголюбова – известного художника-мариниста – и в мастерской Л. Бонна.

На протяжении сорока лет принимал участие в деятельности «Товарищества передвижных художественных выставок».

В своих многочисленных полотнах и акварелях запечатлел морские виды, гавани, отразил мирную жизнь военно-морского флота. В 1899 году получил звание академика, в 1912 г. – почетного члена Академии художеств. Был одним из учредителей общества русских акварелистов.

В 1892 году Александр Карлович поселился в Гатчине. Дом художника находился на улице Александровской (ныне Володарского) под №33. До наших дней он не сохранился.

Вот что писал Я.Д. Минченков в своих «Воспоминаниях о передвижниках»: «...Облюбовал болотистый пустырь, купил его и начал устраивать свое хозяйство. Построил дом и во двор отовсюду свозил мусор, щепу, навоз. Завалил болото, удобрил почву и развел прекрасный ягодник: малину, крыжовник, смородину, клубнику. По величине и вкусу нигде кругом не было подобных ягод. Мало того, выписал необыкновенные штамбовые розы, уберег их от морозов или акклиматизировал, и жители Гатчины приходили любоваться цветами в саду Беггрова. Выращивал в комнате и парниках самые ранние овощи, конкурировавшие с привозимыми с юга.

Летом приглашал к себе товарищей (художников-передвижников) и угощал их таким обедом, какой не изготовить и самому лучшему повару. Беггров сам заказывал и покупал провизию и, когда приезжали гости, предоставлял им заняться чем-либо в его отсутствие – рассматривать альбомы, картины, читать журналы, а сам отправлялся на кухню, надевал передник и принимался стряпать блюда, наполовину подготовленные раньше.

Он был великолепным кулинаром. Когда стол был накрыт, он приносил суп, открывал крышку супника и молча стоял, ожидая, что скажут гости. Один аромат уснащенного различными кореньями и приправами супа заставлял гостей выразить свой восторг, тогда и Александр Карлович проявлял довольство: «Ну, то-то же! А то подают, когда все уйдет на воздух. Момент аромата не более десяти минут! Прошу не опаздывать и есть так, чтобы оставалось у вас место для другого, над чем я не меньше старался. Прошу!»

После обеда Александр Карлович вел гостей в сад и угощал их необыкновенными ягодами, сорванными из-под листа».

Беггров в Гатчине стал центром внимания местной интеллигенции, принимал участие в деятельности музыкально-драматического кружка, оказывал помощь в организации художественных выставок с благотворительной целью. Только в 1899 году на 17-й Передвижной выставке им было экспонировано пять картин: «Петербург», «Гатчинский дворец. Сирень», «Гатчина. Приоратский дворец», «Нормандия. Этрета», «Огород».

После смерти жены в 1903 году Беггров продал свою усадьбу и поселился в квартире дома №8 на Соборной улице (дом сохранился и поныне).

В последний раз он выставил свои работы в 1912 году. В этом же году он пожертвовал крупную сумму в фонд Академии художеств для помощи бедным художникам, их вдовам и сиротам.

Последние полтора года своей жизни А.К. Беггров был тяжело болен. Умер художник в Гатчине и похоронен на городском кладбище. Его могила с памятником сохранилась до наших дней.

Миченков Я.Д. – «Воспоминания о передвижниках» – Л.: Художник РСФСР, 1980. – С. 155-170.

Родионова Т.Ф. – «Гатчина: страницы истории» – СПб.: ИД Герда, 2001. – С. 129-132.

Бурлаков А. – «Беггров и Гатчина». – Гатчинская правда. – 1992. – 10 янв. – с. 3.

Пантелеев А. – «Певец моря». – Гатчинская правда. – 1976. – 31 дек. – с. 3.

Рожков А. – «Художник моря; К 145-летию со дня рождения А.К. Беггрова». – Гатчинская правда. – 1986. – 11 марта. – с. 3.

* * *

Васильев Федор Александрович (1850-1873)

Выдающийся русский художник-пейзажист Ф.А. Васильев родился в 1850 году, в Гатчине, в семье почтового служащего. Первые художественные опыты Ф.А. Васильева относятся ко времени учебы его в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Уже в ранних работах проявилось глубокое понимание Ф.А. Васильевым родной природы, тонкое чувствование изображаемого пейзажа.

Благотворное влияние оказала на молодого художника встреча с И.И. Шишкиным, знакомство с И.Н. Крамским, И.Е. Репиным.

Начало творческого пути Ф.А. Васильева совпало с годами подъема национального реалистического искусства. В то время писали Перов, Саврасов, воспевая своеобразную прелесть русского пейзажа. По этому пути шел и Васильев. Значительную роль в творчестве Васильева сыграла его поездка по Волге с Репиным. Итогом ее явились рисунки и живописные произведения («Вид на Волге. Баржа», 1870, Русский музей; «Волжские лагуны», Третьяковская галерея), в которых сказалось пробуждающееся стремление художника к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы.

По возвращении в Петербург Васильев создал одно из самых главных своих творений – картину «Оттепель» (1871, Третьяковская галерея), проникнутое тоской и грустью, навеянными раздумьями о жизни русской деревни. Эта картина принесла Васильеву международную известность, обратив на себя внимание знатоков не только в Петербурге, но и в Лондоне, где экспонировалась на всемирной выставке.

Высокую оценку – премию Общества поощрения художников получила последняя работа Васильева «В крымских горах» (1873 г.). Известный художник Крамской считал эту картину замечательной и назвал ее «симфонией величия природы».

Ф.А. Васильев скончался от туберкулеза в 1873 году в Ялте. Почти в каждом городе, где есть картинная галерея, можно увидеть пейзажи Федора Васильева. Они невелики по размерам, не сверкают ослепительными красками, не изумляют причудливой композицией. Но в этих маленьких по размерам пейзажах выражены ширь русской природы и русский характер.

В память о выдающемся русском художнике-пейзажисте Федоре Александровиче Васильеве в Гатчине на проспекте 25 Октября в 1976 году установлена мемориальная доска.

Дюженко Ю.Ф. – «Федор Александрович Васильев» – Л.: Художник РСФСР – 56 с. – (Массовая библиотечка по искусству).

Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. – «50 кратких биографий мастеров русского искусства» – Л.: Аврора, 1970. – С. 152-156.

Смольников И. – «Короткая заря» – Л.: Детлит, 1962. – 173 с.

Репин И.Е. – «Далекое и близкое» – Л.: Художник РСФСР, 1982. – С. 236-241.

Антоненко М. – «Русский пейзажист Федор Васильев». – Гатчинская правда. – 1981. – 12 февр. – с. 4.

Лапина И.П. – «Светило российской живописи». – Приорат. – 1992. – №11. – с. 7.

* * *

Гау Эдуард Петрович (1807-80-е годы)

Сведений о жизни Э.П. Гау известно не много. Он родился в Ревеле в 1807 году, учился в 1830-32 годах в Академии художеств в Дрездене, впоследствии работал в Петербурге.

В 1838 году получил от российской Академии художеств звание неклассного художника, а в 1854 году удостоился звания академика перспективной акварельной живописи.

А. Греч, исследовавший в начале 1920-х годов творчество Э. Гау, предполагает его родство с однофамильцем, известным миниатюристом-портретистом Владимиром Ивановичем Гау, от которого тот мог унаследовать и миниатюрную технику письма. Так это или нет, сказать трудно. Известно только, что среди ранних работ Э. Гау встречаются и портретные миниатюры. Это «Две девочки» и «Женский портрет», предположительно, В.А. Столыпиной. На основании этого Греч делает вывод, что Э. Гау – это мастер, работавший сперва как миниатюрист-портретист, занявшийся потом интерьером.

Сегодня Э. Гау ценен для нас и как прекрасный живописец-миниатюрист, и как талантливый мастер, создавший Гатчинский альбом, позволяющий ученым, историкам, реставраторам представить и с документальной точностью воссоздать утраченные интерьеры Гатчинского дворца.

Впервые Гау приехал в Гатчину в 1862 году. Тогда смог зарисовать только два кабинета: Николая I и Александра II. Надо было возвращаться в столицу. Ждали работы в Эрмитаже, Зимнем и Аничковом дворцах, Петергофе. Но впечатления, оставшиеся от пребывания в Гатчине, были слишком яркими и не покидали художника. Гау понял: он открыл Гатчину для себя... Нигде он не встречал такой гармонии красоты, такого количества произведений искусства, как в Гатчинском дворце. Окончательно созрело решение – писать его интерьеры.

Желание исполнилось только через 12 лет, когда Гау в 1874 году снова приехал в Гатчину. Теперь надолго. И сразу приступил к работе. Особенно плодотворным был 1877 год. Было написано более десяти акварелей Главного корпуса и Арсенального каре. А запечатлеть Гау решил обязательно все. Для будущего, для тех, кто придет потом.

Первая – Приемная, скромная обстановка, на стенах – пейзажи Италии. Из дверей Приемной открывается красочная перспектива Готической галереи. Такое богатство! На окнах цветное стекло, синий шелк на черных с золотом китайских табуретах, стрельчатые своды песочного цвета, портреты вельмож в ярких нарядах... Следующая – Гостиная. Желтая шелковая ткань обтягивает стены. Удобная мягкая мебель Гамбса и Тура, напольные люстры, черного дерева шкафы в стиле Буль, пейзажи, портреты, бронза, фарфор. Тканый ковер покрывает всю площадь пола. Большой кабинет. Весь красный. Красные шторы, стены, обивка, витрины с миниатюрами. Как и в гостиной, в лепке потолка, в декоре, тканях, бронзе, видно желание воскресить настроение комнат «галантного» XVIII века.

Гатчинский период – последний в творчестве замечательного живописца. 1880 годом помечены последние его работы: Белый зал, Мраморная столовая, Тронная, Оружейная галерея... Что стало с художником после этого времени, остался ли он в Гатчине, или уехал в Петербург, неизвестно. Не установлен и год смерти живописца, запечатлевшего замечательные интерьеры столичных и пригородных дворцов.

Елкина А.С. – «Гатчина» – Л.: Художник РСФСР, 1980. – С. 34-38, 44-47, 50-55, 61-64.

Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. – «Гатчина: Художеств. памятники». – Л.: Лениздат, 1990. – С. 25.

Рожков А. – «Академик перспективной живописи». – Гатчинская правда. – 1987. – 10 янв. – c. 3.

Страницы: | 1 | 2 | 3 |
Беггров А.К., Васильев Ф.А., Гау Э.П.
Каразин Н.Н., Крамской И.Н.
Френц Р.Ф., Щедрин С.Ф., Щербов П.Е.
См. также:
Интерьеры залов Гатчинского дворца в акварелях Э. Гау и Л. Премацци (репродукции)
 
Главная страница
Гатчина – вчера
Владельцы Гатчины
в XVIII-XIX вв
Гатчинский дворец
Интерьеры дворца
Гатчинский парк
Приоратский дворец
Гатчина – сегодня
Виды города
Фотографии Виктора Горбачева
Музей-усадьба
П.Е. Щербова
Сиверский историко-бытовой музей «Дачная столица»
День города
«Славься, Гатчина»
Кинофестиваль «Литература и кино»
Открытая галерея В. Монахова
Музей авиадвигателей
Гатчинский ТЮЗ
Театр костюма «Катюша»
Детская школа искусств
1-я музыкальная школа
им. М.М. Ипполитова- Иванова
Городской Дом культуры
Цирк «Гротеск»
«Центр развития ребенка» – детский сад №9
«Центр развития ребенка» – детский сад №26
Карта Гатчины
План дворцово- паркового ансамбля
Планы дворца
Карта Гатчинского района
Справка по городу
Расписание электричек
Расписание автобусов
Гатчинская афиша (выставки, концерты, мероприятия)
Сеансы кинотеатра «Победа»
Сеансы кинотеатра «Пилот»
Сеансы кинотеатра «Cubus»
Доска объявлений Гатчины и Гатчинского района
Гатчинская афиша
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Погода в Гатчине
О проекте Express-Design © 2002-2017Rambler's Top100