Rambler's Top100
Гатчина - вчера, сегодня...
 
 

Текст, касающийся Гатчины, из книги И. Георги «Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного».

 
Новое на сервере
В. Монахов
«ПРОГУЛКА
ПО ГАТЧИНЕ...»
+ фотографии города

Гатчинский дворец и парк XVIII-XIX вв. в описаниях современников

Перевод и комментарии предоставлены А.Н. Спащанским,
научным сотрудником Государственного музея-заповедника «Гатчина».
Мюллер К. «Картина Петербурга или письма о России, написанные в 1810, 1811 и 1812 и переведенные с немецкого К. Легером, Париж, 1814»
Гатчина в описаниях Иоганна Георги
Гатчинский дом Григория Орлова в 1774 году глазами английского путешественника
Гатчина в описаниях Иоганна Георги
Книга И. Георги «Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного», написанная в 1793 и опубликованная в 1794 году, пользуется популярностью уже два столетия. Но остается без внимания тот факт, что это второе издание, значительно переработанное и расширенное.

Впервые книга была напечатана в Петербурге в 1790 году на немецком языке, через три года в Петербурге же публикуют ее перевод на французский язык 1. Русского перевода этого первого варианта книги не последовало, так как тогда же автор переиздает свой труд, и в переводе Павла Безака 2 он становится доступным русскому читателю. Дополненный новыми сведениями, значительно расширенный, он стал представлять больший интерес, нежели вариант 1790-го года, и тот, вероятно, был забыт.

Между тем, обращение к французскому тексту, касающемуся Гатчины, и сравнение его с текстом русского издания позволяет проследить определенную эволюцию дворцово-паркового комплекса и, самое главное, рост интереса к изменяющейся и украшающейся загородной резиденции великого князя. Считая ранний текст интересным для исследователей, приводим ниже его перевод:

* * *

Гатчина

«Этот увеселительный замок 3 принадлежит Великому Князю; его построил Светлейший князь Григорий Орлов; после его смерти императрица приобрела его и подарила в 1784 году со всеми землями и крестьянами, закрепленными на них, Великому Князю, который предпочитает это местопребывание Павловскому.

Замок находится у подножия Дудергофских гор, на берегах Ижоры, в 43 верстах от Петербурга, на С.С. Восток, в 45 верстах от Ораниенбаума, в 20 верстах от Царского Села и т.д. Это большое и красивое здание в 3 этажа, которое аркада с колоннами финляндского мрамора соединяет с прилегающим сооружением знатной величины. Замок и это сооружение сложены из плит известкового камня, который здесь находят, и который имеет цвет соломы, его сохраняющей. Башня замка снабжена громоотводом, который князь Орлов установил на ней с вспомоществованием академика Эйлера 4. Внутренность замка соответствует внутренности Павловского; больше вкуса, нежели великолепия, между тем, повсюду находят и последнее, где оно производит хорошее впечатление.

Сад английский, но в нем надлежит посадить необходимые деревья; он, таким образом, еще не достиг значительной высоты.

На дороге, идущей мимо Гатчины в Царское, находится деревня Сиворицы, принадлежащая барону Александру Демидову; он там имеет массивный сельский дом с великолепным садом, который стоит того, чтобы его увидели».

* * *

Комментарии:


Текст небольшой, в отличие от позднего, и в оригинале занимает страницу. Но самое главное различие заключается в самом содержании текстов, очень поверхностном и кратком 1790-го года и обширном и подробном 1793-го.

Так, в тексте 1793-го года более подробно описание дворца с флигелями, как их экстерьера, так и интерьера, где упоминаются не только некоторые помещения (библиотека 5, жилища дворцовых служителей, кухни, конюшенный двор), но также и отдельные предметы обстановки («разные древние бюсты, барельефы» 6, «прекрасные копии трех больших картин, изображающих Чесменское сражение» 7).

Однако в обоих случаях все также курьезен внешний облик дворца. Если в позднем тексте это четырехугольное здание с башенкой-замком в каждом конце и плоской кровлей-бельведером, соединенное «на главной стороне» с обеих сторон колоннадой с колоннами финляндского мрамора с четвероугольным флигелем в один этаж, то в раннем тексте – это «большое и красивое здание», соединенное колонной аркадой с прилегающим сооружением «знатной величины». Объясняется это тем, что сам Георги Гатчинского дворца не видел, как, впрочем, и большинство других «увеселительных замков». В предисловии к русскому изданию он пишет, что интересующую его информацию получил «письменно и словесно от живущих ныне сведущих, благосклонных Санкт-Петербургских жителей всякого звания». В этом кроется слабая сторона его работы, потому что, посети он окрестности сам, их описания, возможно, были бы более точны и полны.

Огромны различия в описаниях парка. Если в позднем тексте даются подробные данные практически по всем архитектурным сооружениям, даже только заложенным, а также по островам, садам и зверинцу, то в раннем тексте сказано только то, что сад английский, и деревья в нем еще не достигли нужной высоты 8.

В позднем тексте уделено внимание находящимся «вокруг двора замка» сооружениям и поселениям, возникающим как раз в промежутке между 1790 и 1793 годами. Это городской госпиталь, который начали строить в феврале 1793-го, обелиск Коннетабль, начатый строительством в конце 1792-го года, и поселение Мариенбург. Некоторую информацию дает Георги по географии местности, а так же приводит данные по численности населения и их занятиям. Эти сведения отсутствуют в раннем тексте.

Таким образом, сопоставление двух текстов И. Георги позволяет проследить определенную эволюцию дворцово-паркового ансамбля за несколько лет накануне начала всех основных работ (начинаются в 1792-93 гг.), повлекших коренные изменения в облике как дворца и парка, так и всего поселения вокруг «замка», и превративших Гатчину орловскую в Гатчину павловскую, которая и вошла в русскую историю.


Андрей Спащанский,
2001 г.

* * *

Приложение:


Описания Гатчины, сделанные между 1790 и 1793 годом

"Fortia de Piles, Voyage de Deux Francais dans le Nord de L Europe. Voyage de Deux Francais en Allemagne, Danemark, Suede, Russie et Pologne, Paris, 1796, vol. 4"

Описание относится к к.1791 – н.1792 г.

«Гатчина, замок, принадлежащий великому князю, где он проводит осень, в девятнадцати верстах от Царского села; здание целиком из тесаного камня (I) красивой архитектуры, но значительно менее элегантно обставлено, чем Павловский дворец».

Сноска:

(I) «Наши читатели должны отметить это отличие, потому что все здания в России, о которых мы говорим, что они просто построены из камня, возведены из беленого кирпича» 9.



"Picture of Petersbourg. From the German of Henry Storch, London, 1801"

Описание относится, вероятно, к 1792 году 10, но позднее, как и вся книга, оно было слегка отредактировано.

«В двадцати верстах от Царского села находится Гатчина, бывшая осенняя резиденция великого князя, позднее любимое местопребывание императора. Дворец, красивое здание простого стиля, соединено с крылом на каждой стороне аркадой из мраморных колонн. Вокруг поблизости есть несколько элегантных домов, придающих всему более обжитой вид. Особенностью здесь, как внутри, так и снаружи, является самый изысканный вкус. Очаровательный край повсюду украшен новыми улучшениями, постепенно возвышающими сельский дворец до ряда одного из самых великолепных в Европе. Чудеса Шантильи, которые губительным воздействием времени разрушаются на юге, будут восстановлены на севере» 11.

Примечания:


1 Французское издание: "Description de la ville de St. Petersbourg et ses environs. Traduite de l allemand de Mr. Georgi, a St. Petersbourg, 1793".

Русское издание: «И.Г. Георги, Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного, СПб, 1996».

2 Безак Павел Христианович (1769-1831) – окончил вольнослушателем Сухопутный Кадетский корпус, работал в Сенате. Женой его была дочь известного скульптора-модельмейстера Императорского Фарфорового завода Доминика Рашета.

3 «Увеселительными замками» в России XVIII-го века назывались императорские и великокняжеские дворцы, находившиеся за городом и предназначавшиеся для отдыха и развлечений. Но так их именовали, в основном, иностранцы, русские называли их, как правило, «увеселительными домами».

4 Эйлер Леонгард (1707-1783) – один из величайших математиков XVIII в. Родился в Базеле. С 1727 по 1740 год находился в Петербурге, служил в Академии Наук. В 1733 г. сделан академиком. В 1740 г. приглашен королем Фридрихом в Берлин, где находился до 1766 г., когда приглашен Екатериной II в Петербург, где продолжил службу в Академии Наук. Скончался в Петербурге.

5 Библиотека часто упоминается в документах 1795 года: тогда в ней шли большие ремонтные работы. В одном из документов указываетс местонахождение библиотеки – «во флигеле Гатчинского Его императорского высочества Дворца» (РГИА, ф.491, оп.1, д.25, л.47). «Флигелями» тогда чаще всего назывались нынешние полуциркули, но в данном случае, скорее всего, речь шла о «конюшенном дворе» (ныне Арсенальное каре), т.к. посетивший Гатчину в 1797 году Б. Кампенгаузен указал местонахождение библиотеки именно там. См: Вейнер П. Убранство Гатчинского дворца// Гатчина при Павле Петровиче, цесаревиче и императоре, СПб, 1995, с. 74.

6 «Бюсты», вероятно, имеются в виду те, которые украшали галереи во флигелях дворца, а «барельефы» – в нынешнем Белом зале.

7 Эти полотна висели тогда в неизвестном нам месте, т.к. в Чесменской галерее работы в 1793 году только начинаются, а завершатся они к концу 1795-го года.

Важно отметить то, что Георги в книге 1794-го года дает наиболее полную информацию о внутреннем убранстве Гатчинского великокняжеского дворца, т.к. посетившие Гатчину в период между 1790 и 1793-м гг. француз Ф. де Пиль и немец А. Сторх (см. приложение) дали только общую характеристику дворца и парка. Отсутствие описаний интерьера дворца может указывать на то, что он не был особо интересен как архитектурно, так и по убранству. И переделки помещений, предпринятые великим князем в середине 1790-х гг., возможно, были необходимы, при этом сохранено было, вероятно, все самое лучшее (зал и восточная анфилада).

8 Отсутствие упоминания Березового домика, построенного, как считается, в 1780-е гг., позволяет нам уточнить время его появления. Известно, что самый ранний документ, где о нем говорится, относится к апрелю 1792-го года, но говорится о нем как об уже бывшем в прошлом году:

«1792 года апреля 17 дня подрядчик Мокей Федоров сын Воробьев в Гатчинской конторе договорился, что на взятом мною в прошлом году, против Березового домика под трелаж работе...» (РГИА, ф.491, оп.1, д.5, л.6).

Самым ранним документом, где интересующее нас сооружение отсутствует, до недавнего времени являлась «Береговая опись», составленная штурманом Крыласовым в 1783 г. Уже в 1920-е гг. домик только на основании стилистического анализа и по аналогии с таким же в Петергофе стали датировать 1780-ми гг. Эта версия значительно позднее была поддержана Д. Кючарианц и др. Отсутствие домика в описании Гатчины 1790-го года, но упоминание в 1791-м году, дает нам основание отнести его появление именно к этим годам. Нас не должно смущать то, что Георги не упомянул в раннем тексте «орловских» парковых сооружений – Колонну Орла и Чесменский обелиск, «пирамиду», как ее именуют в документах павловского времени. Будь домик построен в 1780-е гг., он являлся бы самым значительным и запоминающимся сооружением парка и обязательно был бы отмечен. Во втором издании, например, Георги дает не только описание домика, но и называет причину его появления: «Оный построен Великою Княгинею, дабы привести тем Супруга своего в нечаянное удивление».

Автором Березового домика с полным на то основанием можно считать французского художника-декоратора Анри-Франсуа-Габриеля Виолье (1750-1829), с 1780 по 1791 год работавшего при «малом дворе». Он сам говорит о себе как об авторе в своей собственноручной записке 1801-го года (РГИА, ф.1486, оп.22, д.69). Кроме домика, или как он именуется в документе «поленницей», художник называет себя автором «большой палатки» (Турецкой палатки), плана рубки «большого леса в подражание Булонскому лесу в Париже», картинной галереи (на кухонном дворе в парковом корпусе?), он же «построил Театр в оранжерее» (на конюшенном дворе?), «реставрировал ценные картины, найденные им в хламе в Гатчине, вставил их в рамы и разместил», поставил многие спектакли, руководил многими праздниками, как, например, «Праздник мельницы», устроенный в честь закладки первого камня «больницы» (госпиталя), «Деревенский праздник», «Праздник ярмарки» и др.

9 Это замечание иностранца очень интересно: русским кажется необычным, что дворец облицован камнем, а не оштукатурен, француз же пытается обратить внимание читателя на обратное.

10 Введение к книге датировано ноябрем 1792-го года, посвящена книга императрице Екатеринe II.

11 Наиболее раннее из известных сейчас указаний на то, что некоторые участки Гатчинского парка выполнены в подражании таковым же в Шантильи, сделано Е. Нелидовой в письме к А. Куракину от 9-го сентября 1792-го года: «Там в нескольких местах вы найдете Шантильи, такое же красивое...». См: Письма императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны и фрейлины Екатерины Нелидовой, Научный Архив ГДМ.

* * *

Мюллер К. «Картина Петербурга или письма о России, написанные в 1810, 1811 и 1812 и переведенные с немецкого К. Легером, Париж, 1814»
Гатчина в описаниях Иоганна Георги
Гатчинский дом Григория Орлова в 1774 году глазами английского путешественника
См. также:
Гатчинский дворец
Как выглядел Гатчинский дворец во времена Григория Орлова?
Где были кабинет и спальня Г. Орлова в Гатчинском дворце?
 
Главная страница
Гатчина – вчера
Владельцы Гатчины
в XVIII-XIX вв
Гатчинский дворец
Интерьеры дворца
Гатчинский парк
Приоратский дворец
Гатчина – сегодня
Виды города
Фотографии Виктора Горбачева
Музей-усадьба
П.Е. Щербова
Сиверский историко-бытовой музей «Дачная столица»
День города
«Славься, Гатчина»
Кинофестиваль «Литература и кино»
Открытая галерея В. Монахова
Музей авиадвигателей
Гатчинский ТЮЗ
Театр костюма «Катюша»
Детская школа искусств
1-я музыкальная школа
им. М.М. Ипполитова- Иванова
Городской Дом культуры
Цирк «Гротеск»
«Центр развития ребенка» – детский сад №9
«Центр развития ребенка» – детский сад №26
Карта Гатчины
План дворцово- паркового ансамбля
Планы дворца
Карта Гатчинского района
Справка по городу
Расписание электричек
Расписание автобусов
Гатчинская афиша (выставки, концерты, мероприятия)
Сеансы кинотеатра «Победа»
Сеансы кинотеатра «Пилот»
Сеансы кинотеатра «Cubus»
Доска объявлений Гатчины и Гатчинского района
Гатчинская афиша
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Погода в Гатчине
О проекте Express-Design © 2002-2017Rambler's Top100