Rambler's Top100
Гатчина - вчера, сегодня...
 
 

Подавляющее большинство исторических зданий, сохранившихся на проспекте, восходит ко времени царствования Николая I, одному из наиболее значимых периодов в истории города Гатчины.

 
Новое на сервере
В. Монахов
«ПРОГУЛКА
ПО ГАТЧИНЕ...»
+ фотографии города

Улицы Гатчины в царствование Николая I

Материал для страницы предоставлен автором О.В. Петровой,
научным сотрудником Государственного музея-заповедника «Гатчина».
Большой проспект (ныне проспект 25 Октября)
Бульварная улица (ныне Карла Маркса)
Большой проспект (ныне проспект 25 Октября)
Дом купца Юнина, арх. А.М. Байков.
Николай I владел Гатчиной с 1829 по 1855 гг. В этот период в городе велись интенсивные строительные работы. Главной магистралью Гатчины в царствование Николая I, так же как в Павловское время, был Большой проспект. В 1830-е годы его облик претерпел существенные изменения.

В ближней к площади Коннетабля части Большого проспекта располагались в основном каменные двухэтажные дома купцов. Участки были достаточно большими, но вытянутыми вглубь длинными прямоугольниками. Все дома возводились фасадами по красной линии проспекта, скрывая за сплошной застройкой хозяйственные дворы.

После пожара 1838 года целый комплекс новых купеческих домов был выстроен в 1839 году на восточной стороне Большого проспекта, от Малогатчинской улицы (ныне Соборная) до «госпитального городка». Эти дома принадлежали наследникам купца Шелаева, мещанина Нудина, купцов Юнина и Лытикова. Дома в разной степени перестроенности сохранились до настоящего времени (Проспект 25 Октября, № 11, 13, 15, 17, 19).


Проект дома купца Шелаева, арх. А.М. Байков
(из фондов Государственного музея-заповедника «Гатчина»).



Проект дома купца Юнина, арх. А.М. Байков
(из фондов Государственного музея-заповедника «Гатчина»).
Почти не изменился дом наследников купца Юнина (фото выше). Его современный облик соответствует проекту, сохранившемуся в собрании музея-заповедника «Гатчина». (Проспект 25 Октября, № 15). В это же время А.М. Байков незначительно перестроил комплекс домов купца Поликарпа Варгина. Три здания располагались с другой стороны от Малогатчинской улицы в ряд с рассмотренными выше купеческими домами. Байков надстроил центральное здание вторым этажом. Дома П. Варгина сохранились до настоящего времени (Проспект 25 Октября, № 9, 7).

Купеческие дома на Большом проспекте были двухэтажными, с лавками на первом этаже. Фасады выдержаны в стиле классицизм. При их оформлении применялись декоративные приемы, характерные для образцовых проектов 1809-1812 годов, а также серии образцовых проектов 1838 года: руст, прямолинейные сандрики на кронштейнах, профилированные тяги между этажами, замковые камни. В 1820-1830-е годы многие частные дома и общественные здания возводились по образцовым проектам. И хотя «образцовые фасады» казенных и частных построек, разработанные в 1803-1830 годах при участии архитекторов В.И. Гесте, Л.И. Руска, В.П. Стасова, не носили для городов придворного ведомства обязательного характера, их влияние на застройку Гатчины этого периода становится очевидным при сопоставлении «образцовых фасадов» и утвержденных проектов гатчинских зданий.

Образцовые проекты жилых домов 1809-1812 гг., которые будут нас особенно интересовать, так как в Гатчине в этот период по образцовым проектам велось в основном строительство частных домов, были собраны в виде 2-х серий проектов. Во всех проектах архитектурные детали, их пропорциональные соотношения и характер обработки выполнены по одной системе, что закладывает основы стилевого единства этих чертежей.


Дома купца Варгина, арх. А.М. Байков.
В музее-заповеднике «Гатчина» хранится несколько проектов домов по Большому проспекту, в точности повторяющих «образцовые фасады» 1809 года. Эти здания не сохранились.

В 1830 году на Большом проспекте возвели по проекту А.М. Байкова в стиле классицизм новый хлебный магазин. Его расположили вблизи того места на проспекте, где впоследствии возвели Смоленские ворота. В оформлении фасада прослеживается влияние образцовых проектов хозяйственных построек серии 1812 года, однако конкретного образца у данной постройки нет.

С 1838 по 1856 годы создавались новые образцовые проекты зданий, пропагандирующие эклектику. По этим проектам также велось строительство в Гатчине, но в основном на других улицах. Большой проспект до конца царствования Николая I сохранял строгий классицистический облик.

На всем протяжении Большого проспекта вдоль него располагались наиболее значимые общественные постройки. Некоторые из них появились еще при предыдущих владельцах Гатчины. Это монументальное здание Сиротского института, возведенное по проекту Д. Квадри в 1824-1828 годах, лютеранская кирка во имя св. Николая, построенная в 1827-1828 годах A.M. Байковым также по проекту Д. Квадри, здание госпиталя, перестроенное А.Е. Штаубертом в 1820-1822 годах. В 1829 году по приказу Николая I у госпиталя установили металлическую решетку, выполненную Санкт-Петербургским Александровским заводом.


Проект домов купца Варгина, арх. А.М. Байков
(из фондов Государственного музея-заповедника «Гатчина»).
В царствование Николая I основательно перестраивался «госпитальный городок». В 1837 году император приказал заменить служебные деревянные дома справа от сквера перед госпиталем, в которых располагались квартиры младшего врача, эконома, аптекаря и повивальной бабки, тремя каменными зданиями. В 1840-м году перепланировался сад за богадельней (ныне стоматологическая поликлиника). Он занимал обширный участок между богадельней и Бульварной улицей. В 1842 году император посетил госпиталь и, подробно осмотрев все новые сооружения, приказал заменить каменными зданиями ветхие деревянные бани и кладовые. Перестройка осуществлялась А.М. Байковым в 1844 году. В 1910-1916 годах бани еще раз перестраивал Л.М. Харламов. Все новые постройки госпитального комплекса были облицованы местным известняком, что придавало зданиям особый гатчинский колорит. Они сохранились до настоящего времени (пр. 25 Октября, 21, ул. Красная, 17, ул. Киргетова, 1). В 1846 году А.М. Байков построил летний деревянный госпиталь, в котором впоследствии разместили холерную лечебницу. Летний госпиталь был расположен вдали от основного комплекса строений, на краю госпитального сада. Одним из фасадов он выходил на Бульварную улицу. Постройка не сохранилась. В 1851-1854 годах А.М. Байков построил каменное здание лаборатории на погребах. Так же, как и другие сооружения госпитального комплекса, оно было облицовано местным известняком. Постройка сохранилась до настоящего времени (ул. Красная, 17-а). Старую лабораторию превратили в прачечную для госпиталя.

Жилые дома на проспекте Павла I, обращенные фасадами к Госпитальному саду (№ 10, 12, 14), образуют единый ансамбль с постройками «госпитального городка». Оформление их фасадов типично для позднего классицизма. Этажи разделены рельефными тягами, в обрамлении оконных проемов используются замковые камни, сандрики на кронштейнах, профилированные пояса связывают нижние перемычки окон. Если стены не облицованы местным известняком, то окрашены охрой, а рельефные детали – белой известью.

Таким образом, в царствование Николая I завершилось формирование «госпитального городка». В Гатчине был создан законченный архитектурный ансамбль, с наибольшим эффектом открывавшийся со стороны Большого проспекта. Главный фасад госпиталя отделял от Большого проспекта сад, разбитый в 1790 году и перепланированный в 1820-е годы. Торжественность фасада, декорированного четырехколонным портиком, подчеркивали более скромно оформленные, выдержанные в своем большинстве в единой колористической гамме местного известняка фасады служебных построек, расположенных по южной и северной границам сада, справа и слева от госпиталя.

Следует упомянуть также перестройки в Ингербурге, через который проходил Большой проспект на въезде в Гатчину со стороны Петербурга. Ингербург был построен по приказу Павла I в 1790-е годы. В 1829 году Николай I распорядился, чтобы «находящееся при въезде в Гатчину каменное строение, именуемое Ингербург, отдано было для помещения лейб-гвардии гарнизонного батальона». Николай I, принимавший непосредственнное участие в направлении строительных процессов в Гатчине, сам установил очередность работ в Ингербурге, проверил целесообразность размещения новых сооружений на территории комплекса, выбрал место для маневров. Более того, Николай I входил во все мельчайшие подробности дела и даже обозначил карандашом на плане «все нужные места». Составление же непосредственно новых смет и чертежей с учетом всех пожеланий императора Николай I поручил штабс-капитану Биппену. Однако в дальнейшем перестройка зданий в Ингербурге происходила под наблюдением командированного из кабинета императора архитектора В.А. Глинки. В.А. Глинка составлял проектные и фиксационнные чертежи, сметы, рапорты и отчеты. Работы в Ингербурге велись с 1829 по 1831 годы.




Ингербург. Проект перестройки В.А. Глинкой в сер. XIX в.
(из фондов Государственного музея-заповедника «Гатчина»).

Почти никаких новых казарм в Ингербурге не было построено в этот период. В основном перестраивались здания павловского времени: казеннные казармы, дома Е.И. Нелидовой, Н. Демидова, А.Б. Куракина (в первой половине XIX века в доме Куракина размещалось Гатчинское городовое правление).

Из ведомости на исправление казарм и домов в Ингербурге становится очевидным, что проводился серьезный ремонт в старых постройках, заново строились только сараи, заборы, кладовые, конюшни. В ремонтируемых зданиях меняли черепичные крыши на железные и покрывали их «шведской чернедью», заново делали потолки, полы, перекладывали в интерьерах голландские и русские печи. Интересно, что в доме Нелидовой при перестройке восстановили существовавшие там с XVIII века паркетные полы, мраморные подоконники, на кухне «вводили ... вновь в стене глазурованные изразцы». На потолках в доме Нелидовой восстановили живописные плафоны.

Стиль построек Ингербурга изменился при перестройке середины XIX века. Барочные мотивы, характерные для Ингербурга XVIII века, исчезли с фасадов зданий, которые получили скупой декор позднего классицизма. Ворота XVIII века с элементами готики в декоре были перестроены в надвратную церковь в стиле классицизм. Нижний этаж и углы центрального ризалита церкви обработали рустом. Арку с окном в центре фасада второго этажа превратили в балкон. Николай I приказал освятить церковь во имя апостола Павла и Марии Магдалины. Художник Сазонов написал для церкви 13 «образов». Резной позолоченный иконостас выполнил позолотчик Охтин. Впоследствии ингербургские казармы еще раз основательно перестраивались И.К. Клодницким с 1878 по 1891 годы для размещения 23-й артиллерийской бригады.

Вблизи Ингербурга, на Большом проспекте, по проекту В.А. Глинки в 1830-1832 годах были возведены каменные Ингербургские ворота. Еще одни ворота по проекту Глинки были построены в 1831-1832 годах на Большом проспекте у Смоленского въезда в Гатчину.

Вблизи Ингербургских казарм при Николае I построили станционный дом. В 1846 году вышел приказ Главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями, содержавший проект размещения станционных домов на вновь строящихся шоссе. Он логически вытекал из другого на несколько месяцев предшествовавшего ему указа о благоустройстве Петербургского и Царскосельского уездов и постройке почтовых станций в городах Усть-Ижоре, Дранишникове, Белоострове и 7 «деревнях», в число которых попали Царское село и Гатчина. Все эти дома строились по образцовому проекту 1843 года. Николай I сам утвердил место для станционного дома вблизи Ингербургских казарм, занятое в то время складом ремонтных материалов Динабургского шоссе.

На территории завода «Сельмаш» находится еще одно здание, построенное в царствование Николая I. Это дом надворного советника Кандалинцова. Проект здания был разработан A.M. Байковым в 1834 году. Дом был одним из самых больших каменных зданий на Большом проспекте. В настоящее время он объединен с другим зданием, утратил часть декора и частично перестроен. Тем не менее, здание все еще узнается по проекту XIX века, хранящемуся в фондах музея-заповедника «Гатчина».

Большой проспект, главная магистраль Гатчины, ведущая от въезда со стороны Санкт-Петербурга к дворцу, воспринимался в середине XIX века как «главный фасад» Гатчины. В 1830-е годы на проспекте появились новые общественные постройки и частные дома, формирующие образ строгого и торжественного города эпохи позднего классицизма.

Большой проспект (ныне проспект 25 Октября)
Бульварная улица (ныне Карла Маркса)
См. также:
Гатчинский городовой госпиталь
Крепость Ингербург
Фото Ингербургских ворот (современный вид) на странице «Гатчина – сегодня»
Фото Ингербургских ворот (современный вид) на странице «Прогулка по Гатчине»
Смоленские (Двинские ворота), открытка начала XX века на странице «Прогулка по Гатчине» (стр. 4)
Рост территории города в XVIII-XIX вв. Планы города
Исторические названия гатчинских улиц. План Гатчины начала XX века
 
Главная страница
Гатчина – вчера
Владельцы Гатчины
в XVIII-XIX вв
Гатчинский дворец
Интерьеры дворца
Гатчинский парк
Приоратский дворец
Гатчина – сегодня
Виды города
Фотографии Виктора Горбачева
Музей-усадьба
П.Е. Щербова
Сиверский историко-бытовой музей «Дачная столица»
День города
«Славься, Гатчина»
Кинофестиваль «Литература и кино»
Открытая галерея В. Монахова
Музей авиадвигателей
Гатчинский ТЮЗ
Театр костюма «Катюша»
Детская школа искусств
1-я музыкальная школа
им. М.М. Ипполитова- Иванова
Городской Дом культуры
Цирк «Гротеск»
«Центр развития ребенка» – детский сад №9
«Центр развития ребенка» – детский сад №26
Карта Гатчины
План дворцово- паркового ансамбля
Планы дворца
Карта Гатчинского района
Справка по городу
Расписание электричек
Расписание автобусов
Гатчинская афиша (выставки, концерты, мероприятия)
Сеансы кинотеатра «Победа»
Сеансы кинотеатра «Пилот»
Сеансы кинотеатра «Cubus»
Доска объявлений Гатчины и Гатчинского района
Гатчинская афиша
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Гатчинский городской портал «Вся Гатчина как на ладони»
Погода в Гатчине
О проекте Express-Design © 2002-2017Rambler's Top100